Выступления
Пленарное заседание Государственной Думы. «Правительственный час с участием первого вице-премьера О.Ю.Голодец». Выступление от фракции «Справедливая Россия»
22 Октября 2014
Уважаемая Ольга Юрьевна!
Хотела бы выразить признательность за конструктивное сотрудничество с Комитетом, который я возглавляю по поручению фракции «Справедливая Россия».
Наша фракция благодарит Вас за поддержку принятия Концепции государственной семейной политики РФ до 2025 года, утвержденную Правительством 25 августа. Правительство проявило солидарность с обществом, поддержав идеологию традиционных семейных ценностей. В каком-то смысле эта Концепция — наш единый ответ европейскому вызову, основанному на отказе от традиционной морали и нравственности. Это вселяет надежду на то, что правительственный план мероприятий по реализации этой Концепции будет сбалансированным и отвечающим на запросы общества.
Хотела бы поблагодарить Вас и за то, что второй год подряд Правительство при подготовке проекта федерального бюджета выделяет в структуре расходов семейно-детский бюджет. Это позволяет нам отслеживать динамику расходов на социальную поддержку семьи и детей, судить об общем объеме этих расходов. Правда, хотела бы обратить внимание на три момента:
1) доля расходов на СДБ в рамках ФБ на 2015 год составляет 3,5%. Применительно к ВВП — всего лишь 0,71%. Тогда как в странах ЕС доля расходов на СДБ составляет 2% и выше,
2) в рамках проекта трехлетнего бюджета эта доля снижается. В 2015 году −0,71%. 2016 — 0,62%, 2017-0,5%. Такая неблагоприятная динамика федерального СДБ свидетельствует о некотором противоречии. С одной стороны на ближайшие 10 лет страна будет наращивать поддержку семей с детьми, ибо реализуется комплекс мер в рамках государственной семейной политики. С другой стороны, бюджетная политика по отношению к семье, не учитывает этот приоритет государственной политики, и, скорее, свидетельствует об отказе Правительства от нее.
3) Правда, должна отметить, что федеральный СДБ не дает представление о реальных прямых расходах бюджетов всех уровней на поддержку семьи и детей. В связи с этим были бы признательны, если бы соответствующая культура выделения региональных СДБ появилась и на уровне субъектов РФ. Просили бы дать соответствующие рекомендации субъектам РФ. Тогда мы сможем получить реальное представление о консолидированном семейно-детском бюджете и более точном определении его доли к ВВП страны. Это особенно важно в рамках реализации комплекса мер государственной семейной политики.
Фракция «Справедливая Россия» обращает внимание на необходимость решения ряда затянувшихся социальных проблем, волнующих людей, прежде всего:
1) Проблема недобросовестных алиментоплательщиков.
Почти 2 млн детей являются получателями алиментов на основании судебных решений. В отношении почти полутора миллионов из них алименты не выплачиваются, либо выплачиваются нерегулярно, либо частично. При этом известно, что более трети родителей не обращаются в суд за взысканием алиментов именно потому, что не верят в возможность их получения. На протяжении последних 7 лет нами разрабатывались и вносились законопроекты, направленные на разрешение данной проблемы. В настоящее время на рассмотрении Думы находятся 3 законопроекта:
— о минимальном размере алиментов, что позволит разрушить недобросовестную практику ухода от уплаты алиментов со ссылками на отсутствие заработка, иного дохода или получение низкого заработка;
— о временном изъятии водительских прав у недобросовестных алиментоплательщиков;
— об ужесточении уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов.
Однако на любые законопроекты мы получаем только отрицательные отзывы. Доходит до абсурда. В 2012 году в одном из отзывов нам было рекомендовано идти по пути подготовки законопроекта об алиментом фонде. Однако, когда такой законопроект был подготовлен и соответствующее положение даже вошло в Указ Президента России Владимира Путина «О национальной стратегии действий в интересах детей», идея алиментного фонда начала теми же авторами отзыва отрицаться. Возникает правомерный вопрос: неужели во властных структурах так много работающих мужчин -алиментоплательщиков, не желающих обременять себя уплатой справедливых алиментов на собственных детей?
2) Проблема выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком от полутора до трех лет, связанная с дефицитом мест в детских садах для этой категории детей.
Соответствующий законопроект № 558761-5, подготовленный в нашей фракции, не находит поддержки в Правительстве. К нам идут тысячи писем от родителей, требующих принятия этого законопроекта. Но Правительство не хочет рассматривать даже промежуточные варианты. Например, Вы считаете актуальной проблему старения первородящих матерей. А если такое пособие предусмотреть для молодых мам, обучающихся на дневной форме в вузах и техникумах? Это будет по силам бюджету и сработает на увеличение числа таких рождений. Или предоставление такого пособия родителям, дети которых не посещают детский сад в связи с отсутствием в нем свободных мест. Родители не виноваты, что ни федеральная, ни региональная власть не способны обеспечить доступную инфраструктуру детских садов. При этом за неспособность власти расплачиваются дети и родители.
3) Материнский капитал.
Каждые два месяца общество сотрясают одиозные заявления отдельных представителей Правительства, которым не дает покоя статья расходов бюджета на маткапитал (2015 год — 344 млд). Между тем, в Концепции государственной семейной политики, утвержденной Правительством, направление развития системы материнского капитала предусмотрено в качестве самостоятельного. Президент РФ Владимир Владимирович Путин неоднократно заявлял, что объем социальных гарантий не будет снижаться. Материнский капитал — одна из наиболее эффективных мер поддержки. Людьми воспринимается как реальная. Отказ от нее, или сужение до уровня малоимущих граждан — это удар по демографии. И порождение иждивенчества. Надо развивать эту программу в направлении стимулирования семейного благополучия, ответственного родительства, а не поддержки маргинальности и иждивенчества.
Это далеко не полный перечень проблем: дополнительное образование детей, оздоровление и отдых, жилье молодым, поддержка многодетных семей, сокращение числа абортов и многие другие, где очень сложно, порой, договориться с Правительством. Однако, опыт взаимодействия с Вами оставляет надежду на то, что мы решим эти проблемы совместно. Тем более, на ближайшие годы есть президентско-правительственная социальная площадка — Планы Правительства по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей и Концепции государственной семейной политики.