Нерадивых опекунов могут заставить вернуть пособия

Минобрнауки предлагает в случае отмены усыновления или опеки взыскивать единовременные выплаты, выделенные приёмной семье при устройстве ребенка
08 Июня 2017

Подготовленные ведомством поправки в Семейный кодекс могут поступить на рассмотрение в Госдуму до конца весенней сессии и, в случае их принятия, вступить в силу уже в начале 2018 года.

Сегодня, по данным Минобрнауки, в приёмных семьях проживают почти 60 тысяч детей-сирот. Ежегодно около одного процента договоров опеки или усыновления расторгаются как по инициативе самих приёмных родителей, так и органов опеки. В 2016 году было отменено 852 решения о передаче ребёнка в приёмную семью. 10 из них расторгли из-за ненадлежащего выполнения обязанностей по воспитанию подопечных или жестокого обращения с ними. На общем фоне числа снижения сирот и развития семейных форм устройства в стране эти цифры не такие значительные. Однако за каждым случаем стоит трагедия ребёнка, дважды потерявшего семью.

Бюджет, как местный, так и федеральный, напоминают в Минобрнауки, в случае расторжения договоров тоже несет потери. Сегодня минимальный размер единовременного пособия составляет 16 тысяч рублей при всех формах семейного устройства. В случае усыновления ребёнка-инвалида, ребёнка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами единовременное пособие увеличивается до 125 тысяч рублей. Некоторые регионы, например, Москва, Санкт-Петербург и ещё 52 субъекта за счёт собственных средств, как следует из пояснительной записки к законопроекту, выплачивают усыновителям и опекунам от 10 тысяч до 1 миллиона рублей. Эти средства авторы поправки и планируют вернуть в бюджет, чтобы они пошли на выплаты добросовестным опекунам.

Документ не предлагает четкого механизма возврата этих денежных средств экс-опекунами, о возврате ежемесячных пособий из федерального и государственного бюджетов в нём также ничего не говорится. Однако уже сейчас, на стадии общественного обсуждения поправок, мнения законодателей об этой инициативе кардинально разошлись. Некоторые из них вообще усомнились в том, что идею «ударить по кошельку экс-опекунов» можно воплотить в жизнь.

Член комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Попова считает некорректным решение требовать с бывших приемных родителей «подъемные», поскольку этих денег чаще всего уже нет.

«В 90 процентов случаев, как показывает опыт Волгоградской области, которую я представляю в палате регионов, приемные родители тратят единовременное пособие на обустройство ребёнка в семье — приобретают мебель, оргтехнику и другие необходимые вещи», — заявила сенатор.

«Заставить вернуть деньги можно будет только по решению суда, это очень деликатный момент», — заметила заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Вторыгина.

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Мизулина при кажущейся справедливости предложения Минобрнауки считает его в целом безнравственным.

«Своей новой инициативой — введением положения о возврате единовременного пособия в случае прекращения усыновления — Правительство, по сути, принуждает людей, которые уже приняли решение отказаться от приемного ребенка, этого не делать. В противном случае им придется вернуть государству крупную сумму, которую они наверняка уже потратили. Ребенок в этой ситуации обречен жить в семье, которая его не любит», — сказал сенатор «Парламентской газете».

Ни для кого не секрет, что есть опекуны, которыми движет отнюдь не желание помочь сиротам, а меркантильный интерес.

Между тем для предупреждения возможностей заработать на приемных детях одной этой меры недостаточно. Чтобы не повторялись случаи, когда приемные родители вначале берут по десять детей, а потом от них отказываются из-за того, что «мало платят», необходимо менять саму систему семейного устройства.

Если однажды был случай возврата, следует поставить запрет для таких усыновителей и опекунов.

Сенатор Мизулина считает, что сложившаяся практика, при которой государство не оказывает помощь попавшей в беду семье, но при этом поощряет семейные формы устройства, крайне неэффективна. По ее мнению, систему следует полностью перезагрузить.

«Гораздо более эффективным решением стала бы поддержка кровных родственников при принятии решения об опеке. У каждого ребенка есть родное окружение. Почему бы не обратить взор в эту сторону, прежде чем отдавать ребёнка посторонним людям», — предлагает сенатор.

Ее коллега Елена Попова уверена, что начать следует с пересмотра критериев для приемных родителей: «Необходимо их сузить. И если однажды был случай возврата, поставить запрет для таких усыновителей и опекунов».

«Надо подумать о максимальном количестве опекаемых. Ведь чем больше детей мы отдаем под опеку, тем больше рисков», — говорит сенатор Кононова. Сейчас верхний предел не определен, количество детей, отданных в приемную семью, определяют органы опеки, ориентируясь в большей степени на жилищные условия. Кроме того, по мнению сенатора, необходим контроль за приемными семьями как до оформления договора об устройстве ребенка на усыновление или опеку, так и после.

Пока законопроект, подготовленный Минобрнауки совместно с Минтрудом и Минфином, находится на стадии общественного обсуждения. Согласно проведенному авторами мониторингу, большинство регионов поддерживают эту инициативу. Дискуссия вокруг документа, предполагают законодатели, станет толчком для других инициатив, касающихся семейных форм устройства детей.

Источник: «Парламентская газета»