В Совете Федерации прошли парламентские слушания, посвященные реформированию семейного законодательства

Сегодня в Совете Федерации состоялись парламентские слушания на тему «Основные направления совершенствования семейного законодательства Российской Федерации на современном этапе». В дискуссии приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, представители законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ, федеральных органов исполнительной власти, Администрации Президента РФ, Генеральной прокуратуры, Следственного Комитета, Верховного Суда, а также представители научного сообщества.

«Это уже вторые парламентские слушания, посвященные реформированию семейного законодательства России. Первые прошли в марте этого года, — рассказала модератор дискуссии, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Мизулина. — Нашему комитету было рекомендовано подготовить законопроект, вносящий поправки в действующий Семейный кодекс и затрагивающий ряд наиболее спорных его положений: меры семейно-правовой ответственности, ограничение и лишение родительских прав, отобрание ребенка из семьи. Над законопроектом работала временная рабочая группа по совершенствованию семейного законодательства Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей при Президенте РФ, куда входят ведущие ученые и эксперты в области семейного права, а также временная комиссия Совета Федерации по подготовке предложений и совершенствованию Семейного кодекса РФ. Сегодня я озвучу концептуальные положения рабочей версии законопроекта».

Презентацию концептуальных положений нового законопроекта Елена Мизулина начала с цитаты из речи Президента Владимира Путина на Съезде родителей России . Глава государства тогда отмечал существование у россиян многовековых традиции большой семьи, объединяющей несколько поколений родственников. «Именно эти традиции нам надо возрождать, — подчеркнул тогда Президент. — И, напротив, следует избегать слепого копирования чужого опыта. В том числе и по причине небесспорности этих моделей управления общественными явлениями в данных сферах и в тех странах, где наиболее широко применяются правила так называемой ювенальной юстиции. Непродуманное внедрение таких механизмов, по сути, нарушение суверенитета семьи, может спровоцировать недоверие и разлад между родителями и детьми и даже прямую коррупцию, паразитирование некоторых недобросовестных чиновников на этих проблемах».

«Ювенальная юстиция — это не просто термин, — подчеркнула Елена Мизулина. — Это — идеология, особые принципы работы с семьей и детьми. Неиспользование термина „ювенальная юстиция“ не является доказательством отсутствия „ювенальной юстиции“ в России! С принятием 323-ФЗ, отнесшего воспитательные „шлепки“ в категорию уголовных правонарушений, у нас фактически созданы правовые основания для ювенальной юстиции. При этом нам исторически совершенно чужды современные европейские подходы к семье, с царящей там презумпцией недобросовестности родителей. В России семья — домашняя церковь, она священна. Именно семья является ключевой ценностью, фундаментом государства, который необходимо оберегать!»

Одним из ключевых положений проекта федерального закона «О внесении изменений в СК РФ», как рассказала сенатор, должно стать введение в качестве наиболее мягкой меры семейно-правовой ответственности предупреждения родителей. Предполагается, что система видов семейно-правовой ответственности будет выглядеть следующим образом:

— Предупреждение родителей
— Ограничение родительских прав на определенный срок
— Лишение родительских прав.

«При нарушении прав и законных интересов ребенка орган опеки и попечительства может вынести родителям письменное предупреждение, если не установлены достаточные основания для ограничения родителей в родительских правах», — пояснила Елена Мизулина.

«И лишение родительских прав и ограничение родительских прав являются мерами семейно-правовой ответственности. Они вызывают очень много нареканий, — добавила сенатор. — В связи с этим мы подготовили законопроект, разослали его первично по юридическим экспертным учреждениям и получили много замечаний по нему. На парламентские слушания мы сочли возможным вынести обсуждение законопроекта, чтобы обозначить моменты, которые вызвали у нас затруднения. Мы предложили, чтобы все формы семейно-правовой ответственности (у нас их пока две: ограничение в родительских правах и лишение родительских прав) выстроить не так, как сейчас это выглядит в Семейном кодексе (сначала лишение родительских прав, а затем ограничение), а ровно наоборот, то есть от самых мягких мер до самых жестких. При этом мы предложили ввести самую мягкую меру в виде предупреждения, а самой крайней мы предложили считать лишение родительских прав, которая должна применяться очень редко. К сожалению, судебная практика сейчас обратная: ограничение прав носит единичный характер, а случаев лишения прав — десятки тысяч.

Идея ввести мягкую меру в виде предупреждения родителей сегодня вызвала очень много споров и я не исключаю, что мы от нее откажемся. Это письменное предупреждение от органов опеки, которое выносится в случае отсутствия достаточных оснований для ограничения родительских прав или лишения, но имеет место нарушение прав и законных интересов ребенка».

Среди концептуальных положений нового законопроекта сенатор назвала предоставление права родителю, лишенному родительских прав на основании судебного решения, контактировать с ребенком, судебный порядок отобрания ребенка, введение трехлетнего срока, в течение которого допускается отмена усыновления, а также обязательное участие адвоката на стороне родителей при рассмотрении судом споров, связанных с отобранием ребенка, ограничением родительских прав, лишением родительских прав. «Мы предлагаем судебный порядок отобрания ребенка, вместо дискредитировавшего себя административного. В нашей схеме суд не выносит решение об отобрании. Он проверяет законность решения органов опеки», — подчеркнула Елена Мизулина.

«Важным пунктом изменений в Семейный кодекс должно стать положение об ограничение срока давности для отмены усыновления. «Предлагается, что отмена усыновления допускается в течение трех лет со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка, — пояснила Елена Мизулина. — По истечении указанного срока к усыновителям применяются положения, установленные статьями 681-77 настоящего Семейного кодекса. Усыновитель по истечении этого срока приравнивается в правах к родителю».

В завершении сенатор отметила, что подготовка поправок в Семейный кодекс продолжится, окончательный текст законопроекта сформируется только после всестороннего обсуждения с привлечением всех компетентных сторон.

Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования Ирина Романова рассказала, что ведомство сейчас ведет работу по подготовке первичных вариантов норм, касающихся признания семьи неблагополучной. Они, в частности, должны ответить на вопросы: какая семья считается находящейся в социально опасном положении, как она ставится на учет. Этот механизм должен быть четко прописан, основания признания семьи неблагополучной должны быть очевидными. Должно быть понятно, какие профилактически меры применяются по отношению к такой семье, каков порядок снятия семьи с учета.

Председатель «Родительского Всероссийского Сопротивления» (РВС) Мария Мамиконян в своем докладе вернулась к теме постепенного врастания элементов ювенальной юстиции в российскую действительность. Она напомнила, что петиция против «закона о шлепках» уже собрала более 200 тысяч подписей. «Люди не хотят новых ювенальных законов, — отметила она. — Если этот отклик огромного количества человек, выходящих на пикеты против закона, не будет услышан, и не будут приняты соответствующие меры, — нам всем грозит опасность». Мамиконян рассказала, что на горячую линию РВС уже поступило больше тысячи просьб о помощи от семей, в которых родители привлекаются к судебным разбирательствам из-за синяков у их детей вне зависимости от того, как эти синяки появились — из-за родителей или банальной беготни на детской площадке.

Руководитель РВС пояснила, что процесс по сбору подписей будет продолжен повсеместно, и выразила надежду, что Президент России прислушается к родительской общественности и закон будет изменен.

Председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Марина Гордеева рассказала о проблемах семей с детьми-инвалидами, которые тоже признано решить обновленное семейное законодательство. «При появлении в семье ребенка с патологиями государство должно оказать ей своевременную, адекватную консультативную помощь и содействие, — считает она. — Конечно, в регионах в той или иной степени такая поддержка оказывается, но мне хотелось бы, чтобы мы говорили о системе. Мы нуждаемся в единых подходах сопровождения подобных семей. Например, хорошим подспорьем мог бы стать Федеральный методологический центр, занимающийся обучением специалистов для работы с такими семьями».

Фото: Сайт Совета Федерации