В Совете Федерации обсудили стратегию совершенствования уголовного правосудия

Сегодня Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству провел парламентские слушания на тему «15 лет со дня принятия Уголовно-процессуального кодекса РФ: стратегия совершенствования уголовного правосудия».

18 декабря исполнилось 15 лет со дня принятия Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. 1 июля 2017 года мы отметим 15-летие с момента его вступления в действие. Как рассказала модератор сегодняшней дискуссии, заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству, председатель Временной комиссии Совфеда по подготовке предложений по совершенствованию Семейного кодекса РФ Елена Мизулина, действующий Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации ознаменовал начало системной процессуальной реформы в сфере уголовного правосудия, самого сложного этапа судебной реформы начала третьего тысячелетия в России.

«Периоду активного обсуждения в российском обществе идеи судебной реформы предшествовал более чем семидесятилетний опыт советского „правосудия“, в котором суд призван был выполнять „политические и социальные заказы“, а не вершить право и справедливость, — рассказала одна из авторов действующего УПК, сенатор Елена Мизулина. — Новый УПК был построен на идеологии верховенства права, безусловного приоритета таких незыблемых общечеловеческих ценностей как независимый, беспристрастный суд, презумпция невиновности, состязательность и равноправие сторон, соразмерности применения мер процессуального принуждения. При его подготовке нами руководило стремление создать такую систему уголовного правосудия, в которой суд с уважением относится к личности и ее правам, потому что только при этом условии в российском обществе может быть воспитано уважение к праву и преданность закону, без которых невозможно становление свободной, демократической России».

И хотя во главу угла, как указывает сенатор, была поставлена задача обеспечения процессуальной независимости суда, преодолеть идеологию прошлых лет не получается до сих пор: «УПК РСФСР 1960 г. не мог гарантировать судье процессуальную независимость, ведь он был пронизан духом борьбы с преступностью и различий между виновным и обвиняемым не видел. Так, к сожалению, происходит и по сей день. От обвинительного уклона в сфере уголовного правосудия, десятилетиями сковывавшего развитие уголовно-процессуальной системы, нам так и не удалось избавиться».

«Спустя 15 лет можно утверждать, что процессуальная реформа дала мощный толчок развитию не только судебной системы, но и развитию прокуратуры, следствия, адвокатуры, появлению новых научных школ, научной литературы, научных исследований. Пятнадцатилетний опыт применения УПК РФ позволяет нам сегодня подвести итоги судебной реформы начала 2000-х годов и начать обсуждение стратегии дальнейшего развития уголовного правосудия РФ», — настаивает Елена Мизулина.

Сенатор рассказала о уже внесенном ею в Госдуму законопроекте, предусматривающем поправки в уголовно-процессуальное законодательство и упорядочивающем процесс внесения изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Ключевое положение законопроекта заключается в том, что УПК РФ нельзя будет править стихийно и чаще, чем один раз в год. Один раз в год будет вводиться в действие закон об изменениях в Уголовно-процессуальный кодекс, который и будет объединять все, принятые в течение года, законодательные акты, затрагивающие УПК РФ.

«Уголовно-процессуальный закон должен существовать не столько как инструмент расследования и сбора доказательств, сколько как инструмент, позволяющий избежать ошибки, — отмечает сенатор. — В сфере уголовного судопроизводства меры, позволяющие не допустить ошибок чрезвычайно важны».

Именно поэтому особую роль в процессе реформирования российского уголовного правосудия участники сегодняшней дискуссии отдают судам присяжных. «В некотором смысле суд присяжных является отдельным политическим институтом, одной из форм суверенной власти народа, — считает Елена Мизулина. — Суд присяжных объединяет представителей народа, которым поручено обеспечить исполнение законов, так же, как Парламент объединяет тех, кто создает законы. России нужен справедливый суд. В условиях системной коррупции создать такой суд без суда присяжных невозможно».

Известный адвокат, заслуженный юрист Российской Федерации Генри Резник, принявший участие в парламентских слушаниях, сделал главной темой своего выступления засилие обвинительных приговоров в нашем судопроизводстве: «Из одного миллиона дел, которые слушаются в наших судах ежегодно, в 10% случаев обвиняемый вину не признает. Из этих 100 тысяч дел мы имеем только 0.5% оправдательных приговоров. Надежды на оправдательные приговоры в современных российских судебных реалиях практически нет! Единственная наша надежда сегодня — на расширение подсудности судов присяжных и расширение прав защиты».

Заведующий кафедрой управления органами расследования преступлений Академии управления МВД России, заслуженный юрист РФ, Борис Гаврилов отметил низкую эффективность современного судопроизводства. При этом он отмечает его чрезвычайную затратность: «В 2015 году даже не на проверку сообщений о преступлениях, а на работу с так называемыми постановлениями об отказе в возбуждении уголовного дела были задействованы около 20 тысяч сотрудников полиции и несколько тысяч прокуроров».

Владимир Макаров, начальник Управления кадров Генеральной прокуратуры РФ, отметил многообразие проблем, требующих обсуждения: «На протяжении 15-ти лет УПК претерпевал изменения. Так, например, в 2007-м году прокурор был лишен ряда надзорных полномочий, которые ему предоставлялись традиционно и вполне обоснованно. В прошлом году прокурорами выявлено около 5 млн случаев нарушения закона, допущенных на досудебных стадиях уголовного судопроизводства. За 10 месяцев текущего года таких случаев уже 4.2 млн. Несмотря на то, что некоторые полномочия прокурору все-таки были возвращены, в соответствии с 404-ФЗ, принятом в 2010 году, в полной мере перекосы, допущенные в процессе реформирования УПК, не устранены. Общая позиция Генпрокуратуры — существующих прокурорских полномочий недостаточно для осуществления эффективного надзора за деятельностью следственных органов». Представитель Генпрокуратуры выразил надежду на то, что сегодняшнее обсуждение и последующие за ним решения помогут изменить ситуацию.

Итогом парламентских слушаний «15 лет со дня принятия Уголовно-процессуального кодекса РФ: стратегия совершенствования уголовного правосудия» станет перечень Рекомендаций, которые вберут в себя прозвучавшие сегодня предложения экспертов.