Елена Мизулина внесла законопроект об упорядочении процесса внесения изменений в Уголовно-процессуальный кодекс

Парламентские слушания

Заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Мизулина внесла в Госдуму законопроект, предусматривающий поправки в уголовно-процессуальное законодательство и упорядочивающий процесс внесения изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Законопроектом предусматривается внесение изменений в Уголовно-процессуальный кодекс отдельным федеральным законом и недопустимость включения таких норм в тексты других федеральных законов. Исключение составляют положения УПК РФ о подсудности и подследственности уголовных дел, изменения в которые могут быть включены в тексты федеральных законов, касающихся поправок в Уголовный кодекс. Проект закона также предполагает наличие официальных отзывов Верховного Суда, Генеральной прокуратуры и Федеральной адвокатской палаты при рассмотрении Госдумой внесенных законопроектов об изменениях в УПК РФ. При этом предлагается наделить Генеральную прокуратуру обязанностями обобщать и учитывать мнения всех органов следствия и дознания независимо от их ведомственной принадлежности при подготовке официального отзыва.

«Ключевое положение законопроекта заключается в том, что один раз в год будет вводиться в действие закон об изменениях в Уголовно-процессуальный кодекс, РФ, который и будет объединять все, принятые в течение года, законодательные акты, затрагивающие УПК РФ», — рассказала Елена Мизулина. Проектом закона устанавливается единый день вступления в силу принятых в течение года федеральных законов о внесении изменений в УПК РФ — 1 марта года, следующего за годом принятия, если федеральным законом не предусмотрен более поздний год его вступления в силу.

Подобный законопроект, как отметила сенатор, упорядочит процесс внесения изменений в Уголовно-процессуальный кодекс: «Только так мы избежим ситуации, при которой в один день принимается сразу несколько законов, и правоприменители вынуждены стремительно перестраивать свою работу в соответствии с новыми реалиями. Кроме того, нередки случаи, когда нет никакой объективной необходимости принимать поправки в УПК несколькими законами в спешном порядке».

«С момента введения в действие УПК РФ (в 2002 году) принято более 190 федеральных законов о внесении в него изменений. 40% из них связаны с внесением изменений в правила о подсудности и подследственности уголовных дел. Динамика вносимых изменений в отдельные годы доходит до 2-3 законов в месяц. Необходимо отметить, что изменения в УПК РФ не всегда обоснованы, имеет место нарушение внутренней логики УПК РФ, вносится терминологическая неопределенность и путаница», — говорится в пояснительной записке к документу.

«Складывается впечатление, — уточняет Елена Мизулина, — что поправки являются не результатом согласованной позиции всех основных участников уголовного судопроизводства, а обусловлены исключительно пробивными способностями отдельных представителей ведомств, проталкивающих те изменения в УПК, которые удобны именно данному ведомству без учета их последствий для решения задач уголовного правосудия в целом».

По словам авторов законодательной инициативы, такая нестабильность основного процессуального закона отрицательно сказывается на правоприменительной практике. Беспорядочное внесение изменений в УПК РФ вносит хаос в ход уголовного судопроизводства, формирует пренебрежительное отношение к необходимости соблюдения норм УПК РФ, изменяющихся иногда быстрее, чем производство по конкретному уголовному делу.

«Принятие законопроекта позволит остановить практику произвольного изменения УПК РФ, обеспечить стабильность процессуального закона и прозрачность процесса подготовки, внесения и принятия обоснованных изменений», — резюмирует Елена Мизулина.

Напомним, в апреле этого года проект закона был вынесен на обсуждение в ходе парламентских слушаний «Уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации: состояние и перспективы» в Совете Федерации. Тогда участники слушаний одобрили рекомендации, касающиеся концептуальных положений законопроекта, предусматривающего особый порядок внесения изменений в УПК РФ, и адресованные Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству. Эти рекомендации учтены в тексте представленного законопроекта.