В Совете Федерации прошли парламентские слушания, посвященные реформированию семейного законодательства

Парламентские слушания

Сегодня в Совете Федерации состоялись парламентские слушания на тему «Совершенствование семейного законодательства: возможности и перспективы сохранения традиций российской семейной культуры». Организаторы слушаний — Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Общественная палата РФ при поддержке Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей и Координационного совета при Президенте по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

В дискуссии приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, представители законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ, федеральных органов исполнительной власти, Администрации Президента РФ, Генеральной прокуратуры, Следственного Комитета, Верховного Суда, а также представители научного сообщества.

«Для участия в обсуждении в Совете Федерации сегодня собрались представители 29 регионов, — отметила в своем вступительном слове модератор дискуссии, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Мизулина. — Главная цель парламентских слушаний, посвященных реформированию семейного законодательства, — подвести итоги той работы, которая уже была проведена в этом направлении и сформулировать наши приоритетные задачи на будущее. Все те, безусловно положительные, тенденции в современной государственной семейной политике, которым мы имеем возможность быть свидетелями, включая создание Координационного совета при Президенте по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, привели к тому, что семейное право выделилось в самостоятельную правовую отрасль со своими особенностями. Отныне семейное право отделено от гражданского законодательства и требует индивидуального подхода. Доказательство тому — проходящие сегодня масштабные парламентские слушания».

Одной из ключевых тем сегодняшнего обсуждения в Совете Федерации стало рассмотрение проекта закона, регулирующего вопросы лишения родительских прав, ограничения родительских прав, отобрания ребенка. «Мы сейчас готовим этот законопроект в рамках рабочей группы Координационного совета, — рассказала Елена Мизулина. — Выбор именно этой тематики для разработки законопроекта обусловлен тем, что в настоящее время особенно остро стоят вопросы предотвращения изъятия ребенка из кровной семьи, профилактики семейного неблагополучия. Само по себе наличие несовершеннолетнего ребенка в семье становится достаточным основанием для вмешательства представителей органов опеки и попечительства, органов внутренних дел и других государственных и муниципальных органов во внутренние в дела семьи, проникновения в жилище, постановки семьи на учет как находящейся в социально опасном положении и контроля за такой семьей. Действенных механизмов защиты семьи от таких видов произвольного вмешательства семейное законодательство не предусматривает. Лишение родительских прав должно стать действительно исключительной мерой семейно-правовой ответственности! Назрела объективная необходимость устранения правовой неопределенности оснований лишения родительских прав, ограничения родительских прав и оснований отобрания ребенка».

В проекте рекомендаций парламентских слушаний содержатся основные положения законопроекта:
— требование унификации и обеспечения правовой определенности оснований лишения родительских прав, ограничения родительских прав, отобрания ребенка;
— определение лишения родительских прав как исключительной меры семейно-правовой ответственности;
— разработка системы мер семейно-правовой ответственности, позволяющей предупредить лишение родительских прав, ограничение родительских прав и отобрание ребенка;
— возложение на органы опеки и попечительства обязанности по оказанию родителям, ограниченным в родительских правах, содействия в изменении образа жизни, поведения и отношения к воспитанию ребенка, по проведению работы с родителями, ограниченными в родительских правах, в целях создания условий для их реабилитации и отмены ограничения родительских прав;
— судебный порядок отобрания ребенка, в том числе при непосредственной угрозе его жизни или здоровью и т.д.

«Сегодняшние слушания организованы как часть рабочего процесса, — отметила Елена Мизулина. — Мы ждем предложений экспертного сообщества для доработки законопроекта. Сегодняшняя дискуссия — не последняя. В итоге мы должны получить согласованный всеми сторонами вариант закона!»

«Семейное законодательство — одно из самых консервативных в стране, — заметила председатель Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Епифанова. — За двадцатилетнюю историю существования Семейного кодекса изменения вносились лишь в 27 законов. До сих пор семейное законодательство не подвергалось системному анализу и пересмотру. Со сменой приоритетов государственной семейной политики в сторону традиционных семейных ценностей, главенства семьи, должно меняться и семейное право».

Нормы существующего Семейного кодекса не только являются устаревшими, но и фактически не исполняются, на практике превращаясь в системное нарушений прав детей, — считает председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольга Баталина. «Например, МВД живет по абсолютно другой нормативной базе, являясь непосредственным участником процессов в семейной политике и реализуя свой набор полномочий, — подчеркнула депутат. — Один из вопросов, которые нам предстоит решить, как нам объединить множество разных отраслевых законодательств в единую комплексную, действующую по одним законодательным нормам систему. Что касается полномочий органов опеки и попечительства, то тот механизм, который работает сегодня по сути своей является репрессивным. А у нас, наоборот, не должно быть задачи наказать родителей, столкнувшихся с трудностями. Мы, как государство, должны сделать все возможное для восстановления, возрождения этой семьи. Дать родителям право на исправление ситуации. Не случайно в качестве ключевого понятия Концепции семейной политики мы ввели „презумпцию добросовестности родителей“!».

Об укоренившейся в России пугающей практике ничем не обоснованного вторжения в семью органами опеки говорила и председатель Общероссийской общественной организации защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» Мария Мамиконян. «Сегодня в семью слишком легко проникнуть. Так уж повелось, что государство у нас работает с семьей, что называется, „по беспределу“. РВС имеет свои представительства в 75 регионах, у нас существует горячая линия для пострадавших от произвола органов опеки и попечительства, мы оказываем юридическую помощь в судах. Интересный факт — большинство этих судов мы выигрываем. Это означает, что действия органов опеки в подавляющем большинстве случае являются незаконными. Эту практику необходимо искоренять!»

Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, материнства и детства отец Дмитрий Смирнов в своем докладе сделал акцент на тех факторах, которые представляют угрозу для современной семьи: «Если мы хотим, чтобы российской семье действительно жилось хорошо, мы должны обеспечить на уровне законодательства такие условия, чтобы она чувствовала себя в безопасности. Позволю себе привести слова Патриарха Кирилла о тех угрозах семье, которые сегодня существуют. Серьезно угрожают семье, а значит, и обществу попытки ограничить права отца и матери, лишить их возможности воспитывать детей в духе своего мировоззрения и традиционных нравственных ценностей. Семья — это высшая ценность. Даже если сравнивать ее с государством. Потому что, если не будет семьи, не будет и государства!»