В Госдуму сегодня внесен законопроект о запрете бэби-боксов
Сегодня, в День защиты детей в «Интерфаксе» состоялась пресс-конференция заместителя председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елены Мизулиной, председателя «Родительского Всероссийского Сопротивления» (РВС) Марии Мамиконян и директора Департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздрава РФ Елены Байбариной на тему «Законодательство о бэби-боксах. Быть ли закону о запрете бэби-боксов на территории Российской Федерации?».
Сенатор Елена Мизулина рассказала журналистам о том, что сегодня на рассмотрение Госдумы будет внесен законопроект «О внесении изменений в статьи 14.2 и 15 Федерального закона „Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации“ и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях защиты ребенка от анонимного оставления после его рождения». По словам Елены Мизулиной, законодательная инициатива подготовлена совместно с «Родительским Всероссийским Сопротивлением» и направлена на устранение правового пробела в российском законодательстве, породившего порочную практику анонимного оставления новорожденных детей в специально создаваемых для этого местах — бэби-боксах.
«Подготовленный законопроект предусматривает запрет на осуществление деятельности, направленной на организацию анонимного оставления детей, в том числе, на создание и содержание специализированных мест для анонимного оставления ребенка, — пояснила сенатор. — Кроме этого, предусматривается административная ответственность юридических лиц за создание бэби-боксов. За данное правонарушение предлагается налагать административный штраф в размере от одного миллиона до пяти миллионов рублей либо приостанавливать деятельность юридического лица на срок до девяноста суток».
Необходимость запрета бэби-боксов, по словам Елены Мизулиной, продиктована сразу несколькими факторами: «Во-первых, государство не должно поощрять отказы от новорожденных. Отмечу, что практика тех стран, которые в разные время прибегали к использованию бэби-боксов, показывает, что после появления возможности для анонимного оставления детей число отказов от детей резко возрастало. Во-вторых, само существование подобной возможности значительно повышает риски торговли детьми и иных сделок с ними, так как контроль за бэби-боксами невозможен. В противном случае утрачивается главный принцип — анонимности, без которого бэби-боксы лишены смысла. Невозможно точно установить число детей, оставленных в бэби-боксах и установить, какова их дальнейшая судьба. В-третьих, навсегда нарушается право ребенка на идентичность, то есть право ребенка знать, кто его биологические родители, каково его происхождение. Я полагаю справедливым мнение, высказываемое многими специалистами, в разное время занимавшимися этой проблемой, — для решения проблемы подкидышей нужно вместо создания комфортных условий для отказа от ребенка сместить акцент на усиление поддержки женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации».
Помимо этого, как уточняют авторы инициативы, все аргументы их оппонентов о «спасении хотя бы одной жизни ребенка» разбиваются о факты. Так ученые из университета Ноттингема в Великобритании в течение двух лет проводили исследование вопроса бэби-боксов в 10 странах Европы. Было установлено, что сама идея существования подобных мест для анонимного оставления ребенка направлена отнюдь не на аудиторию женщин-детоубийц. А адресована рационально мыслящим женщинам, и никакого влияния на предотвращение убийств и оставление детей в небезопасных местах не оказывают.
Бэби-боксы — не спасение детей от мусорных контейнеров, — едины во мнении Елена Байбарина и Мария Мамиконян. Матери, которые способны убить своего ребенка сразу после рождения, выбросить его, и матери, которые рассматривают возможность использования бэби-бокса, — это совершенно разные категории женщин.
«Не стоит забывать, что эти „ящики“ могут использоваться и в преступных целях, — продолжает Мария Мамиконян. — От торговли детьми до терактов. Ребенок может быть украден и легализован посредством бэби-бокса перед продажей. Также в эти анонимные „окна“ могут подложить все что угодно, например, бомбу».
В период с 2011 по 2015 годы бэби-боксы были установлены в 13 субъектах Российской Федерации. При этом в девяти регионах их функционирование признано органами прокуратуры незаконным. Сенатор Елена Мизулина также намерена обратиться в Генеральную Прокуратуру для проведения проверки по каждому факту оставления ребенка и выяснить дальнейшую судьбу каждого новорожденного.