Елена Мизулина анонсировала разработку пакета «антисектантских» законов
Сегодня в Совете Федерации прошел круглый стол на тему «Повышение уровня законодательной защиты российских граждан от мошеннических действий деструктивных сект». В дискуссии приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, специалисты Министерства юстиции, многие годы занимающиеся этой проблемой, ведущие ученые и эксперты-сектоведы, представители РПЦ, общественных организаций. В список рекомендаций, которые будут подготовлены по итогам круглого стола, войдут предложения о создании рабочей группы, которая может начать функционировать уже в самое ближайшее время и займется подготовкой пакета законопроектов по борьбе с деструктивными сектами. Кроме того, эксперты высказали предложение о создании специального подразделения в структуре МВД, которое занималось бы преступлениями сектантов.
Открывая дискуссию, сенатор, заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Мизулина, рассказала, что инициатива организовать обсуждение, посвященное необходимости законодательного противодействия распространению в России деструктивных сект, была связана с рядом причин. Во-первых, одной из ключевых задач Совфеда является совершенствование законодательства, направленного на защиту граждан. Во-вторых, сама проблема деструктивных сект, тот размах, который она обретает в последнее время, указывает на существование определенного правового вакуума.
«По имеющимся экспертным оценкам, в России сейчас действуют порядка 500 деструктивных сект, — отметила Елена Мизулина. — Ситуация осложняется и тем, что в российском законодательстве как такового понятия „секта“, тем более, „деструктивная секта“ не существует. Современные секты маскируются под различные организации, проводящие психотренинги, семинары по развитию лидерских качеств, отдельные умельцы рассказывают, как выжить, если наступит конец света, или, например, как телепортироваться на другие планеты и желательно вместе с имуществом. Причем, на удочку мошенников попадаются очень разные люди. Используя различные психотехники, сектанты лишают людей воли, а после — и имущества. Я хотела бы особенно подчеркнуть, что объявляя войну деструктивным, тоталитарным сектам, нельзя допустить наступления на традиционные религиозные организации. В их лице мы получим сильных союзников в борьбе с мошенниками».
Сенатор привела также данные Министерства юстиции РФ, согласно которым в 2015-2016 года в России были запрещены и ликвидированы на основании судебных решений 52 сектантские организации, действующие в 24 регионах. «Такое массовое распространение сектантских организаций явно указывает на то, что в действующем законодательстве что-то неладно, — резюмирует Елена Мизулина. — Я считаю необходимым по итогам сегодняшней встречи, которая не станет последней, создание рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере защиты российских граждан от мошеннических действий деструктивных сект, которая занялась бы подготовкой пакета законопроектов. Только так мы обеспечим системный подход к решению этой проблемы».
Ведущий российский исследователь современного религиозного сектантства Александр Дворкин охарактеризовал сегодняшнюю дискуссию как «начало очень серьезного разговора на новом уровне».
«Массовое нашествие сектантов в России началось в конце 80-х годов, с началом развернутой перестройки, — отметил эксперт. — Попытки государства бороться с ними были неудачными. Во-первых, было сильно внешнее давление со стороны определенных стран, лоббирующих интересы этих организаций. Их цель заключалась в раздроблении нашей национальной идентичности. Во-вторых, мешала несформированность гражданского общества. На сегодняшний день у нас отсутствует юридическое определение понятия „секта“. Религиоведческое определение говорит о том, что секта — это особого рода авторитарная организация, главным смыслом существования которой является власть и обогащение. К признакам сект эксперты относят: вербовку, манипулирование сознанием, жесткое регламентирование аспектов жизни последователей, манипулирование жизнями последователей, абсолютизация жизни».
Как отмечает Александр Дворкин, вербовка — это прямое нарушение прав граждан. Гражданин имеет право иметь полную информацию о секте, чтобы принимать решение о своем участии в ней. Секта же всегда скрывает полные данные о себе, о цели своего существования. В таких структурах в последователях в постоянном режиме поддерживается стрессовое состояние, ведь в стрессовом состоянии человеком легче манипулировать, и он не способен на критическое восприятие действительности.
Эксперт указывает и еще на одну опасность — для государства: «Секты постоянно пытаются влиять на политическую жизнь страны, потому что они стремятся к максимальной власти. Чем крупнее секта — тем больше ее влияние».
Сектовед перечисляет ряд шагов, которые необходимо предпринять в самое ближайшее время: «Во-первых, необходимо определить статус традиционных религиозных организаций. В большинстве европейских стран в Конституции или иных законах это прописано. Важно вывести добропорядочные традиционные организации из „антисектантского“ законодательства. Во-вторых, в отдельную группу должны быть выделены целительские культы, психокульты, пирамидальные организации. Они не подпадают под категорию религиозных сект. В-третьих, в соответствие с нашей судебной практикой за деяния сект отвечают ее члены. Это не правильно. Должна существовать юридическая ответственность для самой организации. И, наконец, необходимо обеспечить механизм одновременного прекращения деятельности всей организации со всеми ее представительствами и филиалами. Сейчас же закрываются местные филиалы, а централизованная организация продолжает действовать».
Принявшая участие в обсуждении известная певица Лолита Милявская, чья семья пострадала от мошенников-сектантов, начала свое выступление словами: «Я никогда не думала, что меня может коснуться эта проблема!». Как рассказала певица, ее супруга — Дмитрия Иванова — «зомбировали» в стенах одного из столичных «тренинговых центров», поставив под угрозу их семейное благополучие: «Буквально за пять дней человек превратился в совершенно чужого. Изменилось поведение, психика, даже почерк. Нам повезло и эта история для нашей семьи — со счастливым концом. Но, я убеждена, что за то, что „сектанты“ делают с людьми, они должны отвечать по всей строгости! Я очень надеюсь на законодателей в этом вопросе».
Лола Андреева — супруга Кирилла Андреева из популярной группы «Иванушки» — с трибуны Совфеда рассказала о личном печальном опыте попадания в секту. Все началось с увлечения психологией и едва не закончилось трагедией.
По мнению депутата Госдумы, эксперта спецслужб, Николая Рыжака, для эффективной борьбы с деструктивными сектами в России необходима структура, включенная в систему государственной власти. Он, в частности отмечает, что деятельность сектантских групп активизируется тогда, когда размываются основные ценности государства, поэтому именно государство должно противостоять распространению деструктивных сектантских учений.
Подводя итоги дискуссии, Елена Мизулина еще раз подчеркнула, что сегодняшний круглый стол — лишь первая встреча в череде необходимых для системного решения проблемы мероприятий. Все, прозвучавшие сегодня предложения поступят в рабочую группу, которая будет создана в ближайшее время, и составят основу для подготовки законопроектов, которые позволят защитить россиян от сектантов-мошенников.