Депутаты предлагают вывести аборты из системы ОМС и проводить их только в государственных учреждениях здравоохранения

19 Мая 2015

20140609eGyNgI3FN8a0SwHL_ADZFW_large

Депутаты внесли ряд законопроектов, регулирующих сферу абортов.

I. Законопроект о выведении абортов из ОМС и проведении абортов только в государственных медицинских учреждениях

Согласно законопроекту «О внесении изменений в статью 56 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан», аборты должны проводиться исключительно в медицинских организациях государственной системы здравоохранения. За проведение искусственного прерывания беременности вне государственного медицинского учреждения, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, предусмотрены административные штрафы: для граждан — в размере от 150 до 200 тысяч рублей; для должностных лиц — от 500 до 800 тысяч рублей; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 500 до 800 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; для юридических лиц — от 500 тысяч до 2 млн 500 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Кроме того, искусственное прерывание беременности за счет средств бюджета обязательного медицинского страхования возможно только при наличии медицинских показаний.

По словам авторов законодательной инициативы — главы думского Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елены Мизулиной и главы Комитета по регламенту Сергея Попова — проблема абортов в России, в силу ее распространенности, терпимости общества к абортам, выходит за рамки социальной, правовой, нравственной проблемы и приобретает в условиях демографического кризиса характер национальной угрозы.

По данным Минздравсоцразвития РФ расходы на проведение абортов за счет региональных отделений ФОМС составляют сейчас порядка 5 млрд рублей в год. При этом только 3% от общего числа — аборты по медицинским и социальным показаниям, то есть их проведение необходимо в целях сохранения жизни или здоровья женщины.

Между тем, как поясняют депутаты, программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи направлена на сохранение здоровья и жизни людей. В тех случаях, когда имеются медицинские показания, проведение аборта, бесплатно в рамках указанной программы, согласуется с ее целями, поскольку в этих случаях речь идет о сохранении здоровья женщины и ее жизни. Оплачивать же аборт при отсутствии медицинских или социальных показаний, не направленный на сохранение здоровья и спасение жизни женщины, в современных финансово-экономических условиях — неоправданная роскошь. К тому же проведение аборта за счет работников вызывает справедливое возмущение в обществе.

Получается, что работающие россияне, за счет отчислений которых в значительной мере и формируется бюджет ФОМС, в том числе и те, кто выступают против абортов, оплачивают 97% подобных операций при отсутствии каких-либо показаний, угрожающих здоровью или жизни женщины.

«Наш законопроект позволит выбить почву из-под ног у так называемого теневого абортивного бизнеса, — уточняет Елена Мизулина. — По экспертным оценкам, реальное число абортов в России достигает 5-8 млн. в год. Основная их доля приходится на частное здравоохранение. В этих условиях женщина не защищена, в том числе от недобросовестных медицинских работников.

Кроме того, предлагается направить высвобождающиеся в ФОМС средства в размере порядка 5 млрд, которые ежегодно тратятся на аборты, на материальную помощь беременным женщинам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Ведь более чем в 60% случаев женщины вынужденно идут на аборт».

II. Законопроект о запрете розничной продажи лекарственных средств, предназначенных для искусственного прерывания беременности

Авторы двух других подготовленных законопроектов в сфере профилактики абортов — депутаты Елена Мизулина, Ольга Епифанова, Ярослав Нилов, Елена Сенаторова и Ольга Алимова.

Законопроектом об обращении лекарственных средств, предназначенных для искусственного прерывания беременности, устанавливается запрет на их розничную продажу. Делается это для того, чтобы так называемые «медикаментозные аборты» проводились исключительно в стенах государственных медицинских учреждений под контролем квалифицированных врачей.

«После медикаментозного прерывания беременности без врачебного наблюдения могут возникнуть серьезные последствия для здоровья женщины. Этому способствуют: несоблюдение сроков проведения медикаментозного прерывания беременности; использование не сертифицированных препаратов, а также противопоказания к проведению искусственного прерывания беременности, когда использование медикаментозного прерывания беременности может оказать серьезные негативное влияние на состояние здоровья женщины, о которых женщине может быть неизвестно», — говорится в пояснительной записке к документу.

«Данная инициатива ограничивает оборот лекарственных средств для искусственного прерывания беременности, — комментирует одна из авторов законопроекта Елена Мизулина. — Сейчас мы фиксируем пугающую тенденцию роста медикаментозных абортов. Последствия таких процедур досконально до сих пор не изучены. Такие препараты совершенно точно не должны быть в свободной продаже: только в медицинских учреждениях государственного здравоохранения и по предписанию врача!».

III. Законопроект, предусматривающий визуализацию и прослушивание сердцебиения плода перед принятием решения об аборте

Третий законопроект предусматривает, что беременным женщинам до выдачи направления на проведение искусственного прерывания беременности будет предложено пройти ультразвуковое исследование для визуализации плода и его сердцебиения и/или прослушивание сердцебиения плода.

«Исследования показывают, что около 80% отказываются от аборта, увидев ребенка на мониторе УЗИ, — поясняет Елена Мизулина. — Опыт тех стран, где введена визуализация прослушивания сердцебиения ребенка, находящегося в утробе, свидетельствует о том, что эта мера способна повлиять на решение будущей матери избавиться от ребенка.

Мы полагаем, что если такое аудио- и видео-прослушивание будет введено, это усилит осознанность при принятии решения беременной женщиной. Эта законодательная инициатива нужна, потому что добровольно медицинские учреждения такую возможность женщинам предоставляют неохотно, недооценивая потенциальную пользу».