Елена Мизулина. Интервью пресс-службе «Российского еврейского конгресса»

20140520BghXC4eRBsK5SoDk_DbhCt_large

В пятницу несколько украинских электронных СМИ распространили сообщение о том, что депутат Госдумы РФ Елена Мизулина якобы предложила «помочь евреям покинуть Россию». Новость быстро распространилась в социальных сетях и вызвала скандал. Российские СМИ обратились за комментариями к самой Мизулиной и получили опровержение. В интервью «Эху Москвы» депутат назвала эти высказывания лживыми и заявила, что никогда не делала подобных предложений. Пресс-служба Российского еврейского конгресса решила пойти дальше и спросить парламентария о том, как она относится к еврейскому вопросу и как складываются ее отношения с евреями по работе и в жизни.

— Удалось ли вам выяснить, как появилась эта недостоверная информация, кто дал ей ход и почему именно сейчас?

— Как выяснилось, автором «шутки» был израильско—украинский литератор, который на протяжении последних недель поднимает популярность своего личного блога, публикуя «фейковые» новости обо мне. Одну из этих «новостей» с радостью и взяли на вооружение украинские СМИ, преследуя тем самым какие-то свои цели. Я бы посоветовала СМИ все-таки оставаться профессионалами и проверять информацию перед публикацией.

Почему они ухватились за шанс растиражировать это? Могу лишь предположить следующее. Сейчас в Европе поднимаются антиукраинские настроения, Киев и национальную гвардию Украины обвиняют в нечеловеческой жестокости, фактически в фашистских методах ведения боевых действий. Поводом к расследованию ОБСЕ послужили найденные массовые захоронения мирных жителей под Донецком. Для того, чтобы отвлечь внимание Европы, украинские СМИ, как у них заведено, идут на подобные провокации в отношении известных на Западе российских политиков. Не думаю, что это — последняя подобная провокация.

Есть и второй момент. Стало известно, что в конце сентября Евросоюз планирует обсудить вопрос о снятии ряда антироссийских санкций. Вполне возможно, что Украина хочет воспрепятствовать подобному развитию событий, поэтому хватается за любой шанс дискредитировать российских политиков.

— Тем не менее, как в том анекдоте, ложки нашлись, а осадок остался. Поэтому некоторых теперь наверняка очень интересует ваше отношение к евреям. Как вы взаимодействуете с еврейскими общественными организациями, парламентариями еврейского происхождения?

— Мы работаем с представителями всех традиционных для России конфессий — помимо православных организаций, прежде всего с представителями мусульманских и иудейских организаций. Наша совместная работа проходит в рамках общественных слушаний, дискуссий, круглых столов, рабочих групп при Комитете Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей.

Мы очень плотно сотрудничаем и дружим c раввином Зиновием Львовичем Коганом, вице-президентом Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР). У нас схожие позиции по самым острым социальным вопросам — проблемам абортов, суррогатного материнства. Раввин неоднократно выказывал нам свою поддержку, выступая на мероприятиях, организованных, в том числе, нашим Комитетом Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей.

На прошедшем недавно в московском Кремле Международном форуме «Многодетная семья и будущее человечества» во время пленарного заседания мы сидели в президиуме вместе с главным раввином России Берлом Лазаром. Выступали мы тоже в одном ключе — говоря о необходимости поддержки и защиты традиционных семейных ценностей в современной России.

В ключевых вопросах семейной политики мы с еврейской общиной России смотрим в одну сторону. Союз традиционных религий, сложившийся на русской земле, это особое достояние России, которым нужно дорожить. Именно эта историческая основа России — гарантия того, что в России вряд ли возможно скорое обрушение традиционных семейных ценностей. В августе этого года правительством России утверждена Концепция государственной семейной политики до 2025 года, основанная на идеологии сохранения традиционной семьи.

— Но скептики скажут, что эти отношения «вынужденные», ведь они по работе. Многим гораздо интереснее, как вы общаетесь с евреями вне работы?

— Что касается личных отношений, то наша семья, еще с тех самых пор, как мы жили в Ярославле, дружит с потрясающей семьей, которая в свое время переехала в Израиль. И в горестях и в радостях мы вместе. Вместе отмечаем праздники и помогаем друг другу в случае необходимости.

Не могу не упомянуть моего научного руководителя по кандидатской диссертации, выдающегося юриста, профессора Якова Овсеевича Мотовиловкера. Это один из умнейших и образованнейших людей в моей жизни. Он владел сразу несколькими языками, был потрясающим оратором и ученым. Это большое везение и счастье, что в моей жизни был такой человек, во многом повлиявший на мой выбор жизненного и карьерного пути.

Отвечая на ваш вопрос, вспоминаю профессора Полину Абрамовну Лупинскую, которой, к сожалению, с нами уже тоже нет. Это известный специалист в области уголовно-процессуального права. Мы не просто много работали вместе, но и мне посчастливилось обрести в ее лице хорошего друга.

Я могу еще долго перечислять имена своих друзей и тех, с кем мне посчастливилось работать, общаться. В научной и преподавательской среде евреев очень много. Но никогда мы не акцентировали внимание на происхождении, национальности. Для меня — дикость, что сейчас мне приписывают какие-то нелестные высказывания о евреях. Ведь ни в работе, ни в дружбе нет понятия национальности. Есть друзья, есть приятели, есть профессионалы… Тут другие механизмы работают: уважаю, люблю, дорожу, ценю. Все, перечисленные мною люди, те, кем я безмерно дорожу, кто составляет существо моей жизни, моих самых светлых воспоминаний.