Выступления

Елена Мизулина. «Право ребенка на семью и обязанности государства по созданию условий для обеспечения семейного благополучия»

Выступление Елены Мизулиной на заседании Координационного совета при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы
27 Ноября 2013

Позитивная тенденция последнего года — изменение направленности государственной политики по отношению к детям, все более ориентированной на обеспечение ребенку его естественного права на семью, соблюдение преимущественного права родителей на воспитание своих детей, на оказание семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию всесторонней помощи и поддержки.

Семейное неблагополучие — следствие духовного кризиса, переживаемого обществом. Да и человечеством в целом. По мнению Ильина И.А., нашего выдающегося соотечественника, историка, философа, юриста, «семья распадается совсем не от ускорения исторического темпа, но вследствие переживаемого человечеством духовного кризиса [Источник информации: И.А. Ильин. Путь к очевидности. Москва. Издательство «Республика». 1993. С. 199 — 215].

Масштабы семейного неблагополучия в российских семьях, на мой взгляд, преувеличены. Семейное неблагополучие — чаще продукт творчества СМИ. Именно здесь оно встречается гораздо чаще, чем в реальной жизни. Поэтому один из инструментов профилактики семейного благополучия, который до сих пор не использовался государством и обществом — это системная пропаганда семейного благополучия.

Семейное благополучие — субъективное состояние. Представление о семейном благополучии у каждой семьи свое. Кто-то связывает его исключительно с наличием материального достатка, а кто-то — с духовной атмосферой в семье. В традиционной семейной российской культуре семейное благополучие связывалось, в первую очередь, с атмосферой любви к детям, уважением к старшим, то есть тем, что называют здоровой духовно-нравственной средой для воспитания ребенка. Согласно общепризнанным принципам и нормам международного права благополучная семья — та, в которой ребенок растет в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности (преамбула Декларации ООН от 3.12.1986). Однако, если судить по информации, распространяемой в СМИ, то может сложиться впечатление, что все семьи сплошь неблагополучные, что основные чувства, определяющие поведение современных родителей: измены, обман, ложь, брань, зависть, родительский эгоизм и пренебрежение к ребенку, использование ребенка как средство шантажа в личном конфликте между родителями. Такая картина — следствие либо специальной пропаганды, направленной на формирование у людей представления о том, что именно такое поведение является нормой, либо, что более вероятно, отсутствие какой-либо системной пропаганды и просто следование за теми сюжетами, которые дают наибольшую прибыль владельцам СМИ. Ибо реальность иная.

По экспертным оценкам на 2011 год, в России доля неблагополучных семей около 5 %. Примерно 35% — семьи с детьми, социально устойчивые и благополучные. Однако , примерно 60% — семьи группы риска, испытывающие трудности в реализации основных социальных функций. К ним можно отнести малоимущие семьи, неполные семьи, семьи в состоянии развода, семьи, в которых один или оба родителя являются безработными, семьи, не имеющие жилья или имеющие плохие жилищные условия.

Позволю снова обратиться к общепризнанным принципам и нормам международного права, согласно которым обеспечение благополучия семьи и ребенка — одна из основных задач государства (преамбула Конвенции ООН о правах ребенка 1989 года, статья 1 Декларации ООН от 3.12.1986).

Государство не только вправе, но обязано использовать информационный ресурс для формирования объективного позитивного представления о семейных традициях, культуре, норме. В частности:

1) Нужна система мер, стимулирующих СМИ столь же активно заниматься пропагандой семейного благополучия, формированием позитивных образов отца и матери. Инструменты: условие предоставления бюджетного финансирования (например, Соотношение сюжетов семейного неблагополучия и семейного благополучия должно быть 1 к 3), обязательства государства по формированию единого банка данных федеральных и региональных (что особенно важно) программ, фильмов, иной инфопродукции просемейного характера, которой могли бы воспользоваться региональные и муниципальные СМИ бесплатно либо за небольшую плату (следует учесть, что с переходом на цифру объем телевещания в регионах увеличится и такие материалы будут востребованы), гранты для журналистов, писателей.

2) Организация всероссийского конкурса «Семья года», в рамках которого учредить номинации: «Самая большая многопоколенная семья», «Семья-долгожитель» (семья, сохранившая или собравшая документы о наиболее ранних периодах истории рода), «Самая большая Приемная семья», «Самая творческая семья», «Профессия-наша семейная гордость», «Самая интересная семейная традиция». Этот конкурс объединит всю Россию. Как объединяет подготовка к Олимпиаде, музыкальные конкурсы «Голос России», «Битва хоров» на 1 и 2 каналах ТВ. Общество будет включено не в обсуждение проблем: чей это ребенок, с кем изменила мама, а в обсуждение того, какая семья победит. Это будет консолидация общества на позитиве.

В заключение. Ребенок начинает свою жизнь в семье, которую он сам не создавал: это семья, учрежденная его отцом и матерью, в которую он входит одним рождением, задолго до того, как ему удается осознать самого себя и окружающий его мир. По выражению Ивана Ильина, «ребенок получает семью как некий дар судьбы… …Отец и мать образуют как бы ту предустановленную для него судьбу, которая выпадает ему на его жизненную долю, и эту судьбу он не может ни отклонить, ни изменить,— ему остается только принять ее и нести всю жизнь. Вот почему семья является первичным лоном человеческой культуры. Мир управляется из детской».

Мир не только строится в детской, но и разрушается из нее; здесь прокладываются не только пути спасения, но и пути погибели. Семья есть первоначальная, исходная ячейка духовности.

Именно в семье человек впервые научается (или, увы, не научается!) быть сильным духом, так и в том смысле, что духовные силы и умения (или, увы, слабости и неумения), полученные от семьи, человек переносит затем в общественную и государственную жизнь. Если духовность колеблется и слабеет, то она слабеет, прежде всего, в семейной традиции и в семейной жизни.

Наша задача — донести эту многовековую истину до всех уровней власти и общества. И наконец-то признать, что нет лучшего способа профилактики неблагополучия ребенка, чем крепкая дружная семья. Важно, чтобы применительно к счастью и благополучию ребенка государство, общество и семья были вместе и смотрели в одном направлении.