Выступления

Елена Мизулина об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Выступление Елены Мизулиной о проекте федерального закона № 589209-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (принят в первом чтении 17 ноября 2011 года с наименованием «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»)
25 Января 2012

Поправка 1 позволяет сохранить за лицами из числа детей-сирот при достижении ими двадцати трёх лет право на получение жилья из специализированного жилищного фонда. Я обращаю ваше внимание на то, что статьёй 1 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривается, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — это только лица в возрасте от восемнадцати до двадцати трёх лет. Если не принять поправку, которую я предлагаю, ещё раз обращаю ваше внимание, все из стоящих в очереди на получение жилья, кто достиг двадцатитрёхлетнего возраста,перестают быть лицами из числа детей-сирот.

Напомню, что мы с вами в конце прошлого года приняли правительственный законопроект, которым снимается ограничение в «двадцать три года», и мы внесли в этот закон, 159-й, специальную оговорку применительно к гарантиям для детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, обучающихся в высших учебных заведениях и средних специальных учебных заведениях. Без этой оговорки закон будет работать только в отношении таких детей до двадцати трёх лет.

2-я поправка касается ситуации, связанной с тем, как быть, если по окончании учреждения образовательного или после выхода из учреждения для детей-сирот это жильё немедленно не предоставляется. Наш комитет анализировал практику предоставления жилья в регионах. Обращаю внимание: среднее стояние — три года, а бывает, и до семи лет. Где будут жить эти дети? В детских домах им не разрешают, вы знаете, существует ограничение. В результате они остаются без жилья.

Моей поправкой предлагается механизм предоставления жилья. В течение года орган исполнительной власти, если не может немедленно предоставить жильё,обеспечивает жильём для временного проживания: снимает квартиру, гостиницу,это дело субъекта Федерации. Если в течение года не предоставлено жильё в соответствии с настоящим законом, тогда выплачивают ребёнку денежную компенсацию из средств областного бюджета. То есть это поправка-гарантия,которой оказывается давление на орган исполнительной власти, обязывают выполнить этот закон, поправкой решается проблема, как быть, когда орган исполнительной власти не может незамедлительно такое жильё предоставить.

Третья поправка тоже очень важная. Павел Владимирович не случайно сказал: нового вида жилищных фондов, специализированных жилищных фондов для детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, пока в субъектах не создано, на это требуется время. Мы запрашивали субъекты — из субъектов идут письма в связи с этим законопроектом и рассмотрением его Государственной Думой, где они пишут, что у них нет таких фондов и на это требуется время.

Комитет закладывает для введения его в действие шесть месяцев. В поправке,которую я предлагаю, совершенно другой механизм. Во-первых, с 1 января 2013года до 1 января 2014 года устанавливается переходный период, в течение которого сохраняется и действующий порядок предоставления жилья детям-сиротам, то есть не из специализированного фонда, а из того жилищного фонда, которым располагает субъект Российской Федерации, это и предоставление на условиях договора социального найма, и внеочередной порядок. Кроме того,расписано, что должен будет в переходный период сделать субъект Российской Федерации, какие вопросы урегулировать, какие законы принять. Этот переходный период фактически получится более года, и это срок более приемлемый и достаточный, для того чтобы образовать специализированный жилищный фонд или реализовать какой-то другой вариант, который предложит субъект Российской Федерации, быстрее не создать.

В противном случае этот закон создаст массу проблем, и многие из вас,уважаемые депутаты, будут вынуждены объяснять избирателям, почему сложилась такая патовая ситуация при хорошей, в общем-то, идее выделения из федерального бюджета специальных средств в достаточно большом объёме и невозможности обеспечения жильём детей-сирот, поскольку соответствующего фонда просто нет. Не говорю уже о том, что вот этот отказ от внеочередного порядка предоставления жилья практически одномоментно с предоставлением…Как предполагается, — презумпция у авторов, — ребёнку сразу будет предоставляться жильё из специализированного фонда, как только это жильё ему понадобится. Конечно, это иллюзии, такого не будет в реальности.

Нашей поправкой предлагается учитывать сегодняшние реалии и установить переходный период, который будет более мягким для перехода к совершенно новой системе обеспечения жильём детей-сирот.