Выступления

Елена Мизулина о внесении изменений в Регламент Государственной Думы

Выступление Елены Мизулиной о проекте постановления Государственной Думы № 49783-6 «О внесении изменений в Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в части, касающейся порядка подготовки и проведения заседаний Государственной Думы, а также в части уточнения законодательной процедуры)
13 Апреля 2013

Моя поправка направлена на то, чтобы восстановить конституционные основы многопартийности нашей Государственной Думы. Парламент согласно Регламенту нашему не является многопартийным: подавляющее большинство решений принимается абсолютным большинством, то есть большинством от общего числа депутатов. Именно это разрушает конституционную многопартийную основу деятельности нашего парламента.

Моей поправкой предлагается применить принцип относительного большинства — а пока у нас это касается только процедурных вопросов, к сожалению, — при принятии решения, касающегося включения вопроса в проект порядка работы Государственной Думы на очередном пленарном заседании. Только что мы с вами голосовали — двести четырнадцать голосов, три фракции, за исключением «ЕДИНОЙ РОССИИ», за включение проекта постановления по Астрахани, к сожалению, вопрос не был включён, потому что этот вопрос не является процедурным. И единственный механизм сегодня по Регламенту, чтобы хоть как-то гарантировать многопартийность, — это голосование по принципу, который применяется в отношении перечня процедурных вопросов. Этот перечень мал.

Коллеги говорили про зарубежный опыт. Я вам могу ответственно сказать, у меня есть публикации по этому поводу, что во всех странах Организации экономического сотрудничества и развития, куда мы стремимся, защищается парламентское меньшинство. Разные есть принципы. Есть принцип негативного голосования, о котором говорил коллега Нилов, когда решение по вопросу принимается большинством голосов при условии, что менее одной трети против этого решения. Что касается процедурных вопросов, кстати, Ильдар Нуруллович,Конституция прямо устанавливает, что по процедурным вопросам мы сами определяем Регламентом Госдумы, какое количество голосов может быть за или против. И на сегодня, ещё раз обращаю внимание, от того, какие вопросы относятся к процедурным, зависит, в какой мере защищено наше парламентское меньшинство.

В Германии, например, если тридцать четыре депутата в Бундестаге предлагают включить вопрос, он без всякого обсуждения включается в повестку рассмотрения Бундестага. Коллеги, почему в зарубежных парламентах так делается? Потому что закон должен нести в общество согласие, а не конфликт, но когда согласие внутри Думы получается не за счёт договорённости между фракциями, а только за счёт договорённости внутри одной фракции, имеющей большинство, то мы с вами способны принимать только решения, которые несут конфликт в наше общество. И в этом смысле мы являемся источником конфликта, а механизм — это наш Регламент.

Моей поправкой предлагается хотя бы в минимальной степени защитить и поддержать конституционную основу многопартийности Думы.