Выступления

Елена Мизулина о внесении изменений в Федеральный закон О политических партиях

Выступление Елены Мизулиной о проекте постановления Государственной Думы № 33427-6 «О внесении изменения в пункт 2 постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О проекте федерального закона № 1471-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» (в части, касающейся срока внесения поправок к законопроекту)»
13 Марта 2012

Фактически постановление, которое нам предлагают принять, создаёт условия для нарушения Конституции Российской Федерации при принятии закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях».

Поясняю. Первое. Согласно Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы принадлежит не только нам, президенту и правительству, но и законодательным (представительным) органам власти субъектов Российской Федерации. Вы знаете, что они собираются в подавляющем большинстве субъектов не два или три раза в неделю, а один раз в месяц.Поэтому, естественно, для них вопрос сегодняшний о сроке очень важен.

Второе. Право законодательной инициативы подразумевает не только право вносить законопроект, но и право вносить поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, и гарантией, конституционной гарантией такого права является срок внесения поправок, за пределами которого Государственная Дума их может не принять, но все субъекты права законодательной инициативы знают, что они располагают вот таким сроком, могут планировать свою работу. И для сведения Алексея Владимировича и некоторых других депутатов, которые так легко относятся к поправкам, замечу, что серьёзное отношение к поправкам предполагает, что не просто депутат сел один подумал и что-то там написал, а экспертное обсуждение для внесения поправки, обязательно экспертное, может быть, истребование каких-то заключений. Это не просто так — речь идёт о федеральном законе. Так вот, срок и информирование об этом сроке — это и есть гарантия конституционного права субъекта права законодательной инициативы на реализацию этого права в виде поправок.

Сегодня Государственная Дума предлагает сократить этот срок, но совершенно очевидно, что субъекты Федерации, законодательные (представительные) органы,окажутся в ситуации… до 15 марта созвать внеочередное заседание они не смогут. Мы фактически заведомо ограничиваем, отрубаем их право вносить поправки к законопроекту. Аргументы о том, что это закон исключительного ведения, не имеют никакого конституционного значения, потому что по Конституции у субъектов права законодательной инициативы, будь то правительство, президент, депутаты или законодательный (представительный)орган, независимо от того, о каком законопроекте идёт речь — исключительного ведения, совместного ведения, — никаких различий нет.

Что в результате у нас с вами получится? При принятии этого постановления и 16-го, видимо, во втором чтении предлагаемого проекта федерального закона мы нарушим право законодательной инициативы законодательных (представительных)органов власти, то есть нарушим Конституцию Российской Федерации при принятии данного закона. Любой законодательный (представительный) орган в соответствии с Конституцией может обжаловать это решение, обратившись в Конституционный Суд, и вероятность признания закона неконституционным в силу нарушения процедуры его принятия, если Конституционный Суд будет судить по Конституции и совести — а я верю в это, — почти стопроцентная.

Что фактически предлагает сегодня ответственный комитет Государственной Думе?Я обращаю внимание, уважаемые коллеги из «ЕДИНОЙ РОССИИ»: на вас прежде всего падёт ответственность вот за это и посыпятся все шишки, опять пойдут разговоры про жуликов и воров. Так вот, непригодный законодательный продукт предлагается издать! Вы полагаете, непарламентская оппозиция и этим обойдётся? Это такое отношение у Думы — съешьте всё что угодно, лишь бы замолчали? «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» считает, что такой подход нетерпим. Мы не можем требовать от общества того, что не требуем с себя, Конституция для нас должна быть святой, поэтому, учитывая соображения и быстроты принятия, и политической активности, мы в первую очередь должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и собственный Регламент. Совершенно очевидно, что сокращение сроков одностороннее, только Государственной Думой, без учёта интересов и возможностей других сторон в этом законодательном процессе — это будет грубейшее нарушение Конституции и нарушение как раз… вернее, я даже так скажу: обман тех ожиданий, которые непарламентская оппозиция и общество связывают с принятием этого закона.

«СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» считает это неконституционным, несправедливым и принимать участие в этом позорном действии при голосовании за данный законопроект не будет.