Выступления

Елена Мизулина о проекте порядка работы Государственной Думы на 15 мая 2013 года

Выступление Елены Мизулиной о проекте порядка работы Государственной Думы на 15 мая 2013 года
15 Мая 2013

От имени фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» благодарю Сергея Евгеньевича Нарышкина, Людмилу Ивановну Швецову, членов Комитета по вопросам семьи,женщин и детей за поддержку инициативы Сергея Михайловича Миронова о проведении первого всероссийского форума многодетных семей в стенах Государственной Думы. Мы убеждены, что именно многодетные семьи и их поддержка — это путь к возрождению традиционной российской семейной культуры,основанной на многодетности, устойчивости брака, авторитете родительской власти и любви к детям.

Уважаемые коллеги, семья в истории России всегда играла очень большую роль.Достаточно сказать, что тысячелетняя история российской государственности основывается всего на трёх столпах — она основывается прежде всего на церкви,которая всегда обеспечивала духовное единство нации, на семье, которая обеспечивала внутреннюю организацию жизни населения на гигантских просторах России. Не мечом Сибирь завоёвывалась — туда направлялись именно большие семьи. Ну и, конечно, армия, которая защищала и защищает внешние границы России.

И семья в России — это не просто воспроизводство населения, это сохранение памяти рода и, если хотите, сохранение бессмертия рода. В нашем языке слова»род«, «Родина», «народ», «родственники» объединены единым морфологическим корнем, и это не просто какая-то морфология русского языка, это миропонимание общества, это отношение к семье, к роду как к некой идее, объединявшей и объединяющей общество. Семья в России никогда не была только организацией,это была ещё духовная ячейка и — как её называли и называют очень многие специалисты, занимающиеся вопросами общественного сознания в России, — малая церковь. Традиционно в России многодетная, многопоколенная семья составляла основу, была основным типом семейного устройства жизни. И надо сказать, что даже последнее дореволюционное поколение женщин, рождённых в 1914-1918 годах,не изменило принципу многодетности: на протяжении своей жизни уже в советское время 42 процента этих женщин родили по трое и более детей, и только каждая пятая из них имела по одному ребёнку.

Сегодня ситуация другая: только 7 процентов матерей являются многодетными, а две из трёх имеют по одному ребёнку. Однако, уважаемые коллеги, я должна сказать, что хотя многодетных семей у нас всего 5,8 процента, но каждый восьмой ребёнок в России проживает в многодетной семье, на эти семьи приходится большая часть наших детей. Треть граждан Российской Федерации сегодня заявляют, что готовы иметь трёх, четырёх, пятерых детей, если для этого будут созданы условия, то есть традиции многодетности не утеряны.Последние переписи населения также подтвердили, что семейная форма жизни остаётся преобладающей для россиян: 89 процентов из них предпочитают семейную организацию жизни. На 4 процента между переписями населения возросло число тех, кто сегодня живёт именно семьёй.

К сожалению, современная традиционная российская семья, особенно многодетная семья с несовершеннолетними детьми, подвергается многим рискам. Это не только те риски, о которых говорила Людмила Ивановна: бедность, ухудшение жилищных условий в связи с рождением ребёнка, — но и привнесённые сегодня риски.Какие? Например, испытание общественным осуждением и, напротив, общественной терпимостью к абортам. А что такое аборт в российской традиции? Это проявление нелюбви к ребёнку, находящемуся в утробе матери, тогда как в российской вековой традиции любовь к ребёнку, в том числе находящемуся в утробе матери, — основа организации семейной жизни. Сегодня, я вам должна сказать, такое терпимое отношение к абортам — хотя да, это защита права на материнство — превратилось в своеобразный массовый террор по отношению к нашим детям и ведёт к отрицанию семейных ценностей, святости брака, святости материнства и права на отцовство — отцы вообще практически исключены из этого.

Риск, что ребёнка отберут, особенно велик для многодетных семей. Каждая пятая семья из стоящих на учёте в органах социальной защиты в качестве находящейся в социально опасном положении была поставлена на учёт только из-за многодетности — разве это разумно? Сегодня само по себе наличие несовершеннолетнего ребёнка в такой семье является достаточным основанием для вторжения в неё органов опеки и попечительства, органов внутренних дел для проникновения в жилище, для постановки на учёт в качестве семьи, находящейся в социально опасном положении, либо в органах соцзащиты, либо в органах внутренних дел. Основания для этого непонятны, порядок постановки на учёт и снятия с учёта не определён, зато признание семьи находящейся в социально опасном положении является достаточным основанием для применения мер так называемой индивидуальной профилактической работы как с детьми, так и с родителями. Эта практика, которая сегодня в общественном сознании ассоциируется с ювенальной юстицией и с произвольным вмешательством во внутренние дела семьи, в том числе в вопросы воспитания детей, естественно,вызывает общественный протест, но самое главное — она подрывает авторитет родительской власти, противопоставляет права детей и права родителей, из-за чего и возникает протест.

Ещё один очень серьёзный риск — это неблагоприятный информационный фон,изобилующий агрессивностью, неуважением к родителям, к детям, насилием.Фактически и с ним приходится справляться семьям.

Надо признать, что на протяжении XX столетия институт семьи неоднократно становился объектом различных социальных экспериментов, один из них — он продолжается и сейчас, и мы можем его прекратить — заключается в признании так называемого приоритета прав ребёнка со ссылкой на Конвенцию ООН о правах ребёнка. Уважаемые коллеги, да нет этого в конвенции! Наоборот, конвенция признаёт приоритет прав родителей на воспитание ребёнка, на управление ребёнком, в том числе в осуществлении им его прав на свободу мысли, на свободу совести и религии (я вам зачитываю буквально), конвенция признаёт приоритет прав ребёнка по отношению к правам и свободам человека, то есть в сфере взаимоотношений ребёнка и общества, но во внутрисемейных отношениях нет приоритета прав ребёнка, потому что если мы признаем приоритет прав ребёнка во внутрисемейных отношениях, то мы разрушим естественное право ребёнка на семью, ведь в таком случае в любом конфликте ребёнка и семьи изъятие его из семьи становится неизбежным.

Одной из причин ослабления института семьи, многодетной семьи является передача полномочий по поддержке многодетных семей, вообще семей с детьми на уровень регионов. И если мы посмотрим на Российскую Федерацию — а это федеративное государство — с точки зрения регионального законодательства и мер поддержки (а мы в комитете это сделали), то, я вам должна сказать, вы не увидите Российской Федерации, вы увидите восемьдесят три самостоятельных государства, в каждом из которых положение семьи зависит от возможностей данного региона. Конечно, такого рода ситуация приводит к тому, что разрушаются традиционные ценности, и этот процесс пока продолжается. Мы можем и должны его остановить, ибо, если мы не остановим, под угрозу ставится перспектива сохранения российского народа и России как уникального и интереснейшего государства на планете.

Выход из сложившейся ситуации могут обеспечить восстановление традиционных семейных ценностей, устойчивости брака, уважения к родительской власти,поддержка в приоритетном порядке многодетных, многопоколенных семей. И это мы можем сделать сейчас, от нас с вами, уважаемые коллеги, зависит в том числе выполнение одного из пунктов проекта резолюции, который завтра будет обсуждаться на форуме, — это принятие федерального закона о дополнительных мерах поддержки многодетных семей. Мы очень надеемся, что здесь мы будем едины, потому что применительно к семье для каждого из нас счастье, будущее России сосредоточено именно здесь. Патриотизм и готовность служить России формируются исходя не из опыта семей Симпсонов и Гриффинов, а из проверенного тысячелетиями опыта традиционной, благополучной, многодетной, многопоколенной семьи, которая выполняет и роль духовных скреп в воспитании будущего россиянина.