Выступления

Елена Мизулина о предотвращении торговли детьми, их эксплуатации, детской проституции

Выступление Елены Мизулиной о проекте федерального закона № 151763-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предупреждения торговли детьми, их эксплуатации, детской проституции, а также деятельности, связанной с изготовлением и оборотом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних»
23 Января 2013

Комитет по вопросам семьи,женщин и детей благодарит Правительство Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации за проявленную активность в разработке и внесении данной законодательной инициативы. Это очень важный законопроект. Депутаты, которые давно работают в Государственной Думе, знают, что на протяжении почти десяти лет депутатами велась достаточно активная борьба за то, чтобы в России был ратифицирован, например, Факультативный протокол к Конвенции ООН о правах ребёнка, касающийся пресечения детской проституции и детской порнографии. Представленный законопроект направлен на подготовку Российской Федерации к ратификации указанного Факультативного протокола и конвенции Совета Европы более новой, 2007 года, которая касается защиты детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений.

На самом деле принятие, ратификация этих актов, конечно, выводит Россию на другой уровень международного сотрудничества, серьёзный, глобальный. Мы вводим в законодательство многие международные стандарты в этой сфере, и,конечно, для всех сторонников защиты детей от сексуальных злоупотреблений и сексуальной эксплуатации независимо от того, от граждан каких государств такого рода угрозы исходили, этот закон очень важен.

Я хочу обратить внимание уважаемых коллег — и надеюсь на сотрудничество депутатов всех фракций в этой сфере — на то, что на самом деле в соответствии с указом президента от 1 июня прошлого года № 761 было дано поручение правительству о ратификации указанных актов. Были определены сроки — 2014 год. Но 6 декабря прошлого года Президент Российской Федерации дал поручение ускорить внесение на ратификацию указанных актов и сделать это в этом году. И от нас, депутатов, требуется солидарность с президентом, правительством,Министерством внутренних дел, чтобы как можно быстрее привести законодательство Российской Федерации в соответствие с предлагаемыми к ратификации международными нормами в этой сфере.

Достаточно подробную содержательную характеристику законопроекту дал Игорь Николаевич, поэтому я повторять не буду, я, только чтобы было понятно депутатам, каковы же самые главные новеллы, очень кратко их перечислю.

Обращаю внимание, что в наше законодательство вводятся такие термины и их определения, как «торговля детьми», «эксплуатация детей». Сегодня в Российской Федерации есть общие термины — «торговля людьми» и «эксплуатация людей». Понятно, что здесь есть специфика, поэтому мы эти термины вводим в законодательство.

Впервые вводится административная ответственность юридических лиц за создание условий для торговли детьми, за создание условий для эксплуатации, за создание условий и за изготовление, приобретение, хранение, перевозку,распространение и публичную демонстрацию или рекламу детской порнографии, за незаконные действия по усыновлению, передаче под опеку. То есть, например,должностные лица детского дома или посреднической организации, которые допустили незаконную передачу, могут быть привлечены к административной ответственности. Это совершенно новые для нашего законодательства нормы и практика, но они очень важны. Это правильно, что такие нормы появляются,очень многие российские эксперты давно ратовали за то, чтобы такие нормы появились в российском законодательстве. Похвально, что эту инициативу проявляет Правительство Российской Федерации, МВД, которому надо будет потом исполнять этот закон.

Фактически введение административной ответственности для юридических лиц — а уже было сказано, что физические лица при этом не освобождаются от ответственности, каждый из них несёт ответственность, предусмотренную законом, — даёт возможность и юридическую основу для прекращения деятельности этих юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством,поскольку привлечение к административной ответственности будет фиксировать факт осуществления этими юридическими лицами незаконной деятельности в отношении наших детей. И важно, что этот закон предусматривает возложение на органы власти всех уровней соответствующих обязанностей, наделение их полномочиями в этой сфере.

Хочу пояснить несколько моментов.

Относительно того, что прозвучало в выступлении Овсянникова Владимира Анатольевича в отношении определения детской порнографии. Данный законопроект не содержит определения детской порнографии, определение детской порнографии содержится в законопроекте, который внесён ещё 18 июля прошлого года депутатами всех фракций Государственной Думы в связи с выполнением поручения Государственной Думы, это законопроект № 113185-6. Он находится в комитете Павла Владимировича Крашенинникова, и мы надеемся, что он в ближайшее время будет внесён на рассмотрение Думы и принят, это будет очень серьёзным вкладом в дело борьбы с сексуальной эксплуатацией детей во всех формах. Именно в том законопроекте, Владимир Анатольевич, определено, что снимки из семейного альбома не являются порнографическими. Это первое.

Второе. Относительно того, что сказал Кашин Борис Сергеевич в отношении определения торговли детьми. Действительно, такая форма, как, например,подневольное состояние, прямо не указана в определении, но это можно исправить ко второму чтению. И Игорь Николаевич абсолютно правильно обратил внимание на то, что в определении, которое предложено в законе, нет исчерпывающего перечня форм сексуальной эксплуатации, поэтому, например,такая форма, как приобретение клиентом услуг несовершеннолетнего,занимающегося проституцией, — это тоже форма сексуальной эксплуатации ребёнка, и вы понимаете, каким должно быть наказание за такие деяния.

Третье. Относительно того, что сказала Светлана Петровна Горячева. Конкуренции уголовно-правовых и административно-правовых норм применительно к ответственности юридических лиц не будет, потому что в уголовном законодательстве пока таких санкций, такого вида ответственности нет, только в административном.

Абсолютно справедливо обратила внимание Светлана Петровна на размеры штрафов.Хочу обратить ваше внимание, уважаемые депутаты, на то, что штрафы,установленные в административном кодексе и в уголовном законодательстве,сопоставимы: 5 миллионов рублей — максимальный штраф в КоАП, и такой же в Уголовном кодексе, то есть через повышение штрафов можно и для юридических лиц существенно усилить наказания.

А для сравнения могу сказать: в Соединённых Штатах Америки для юридического лица — провайдерской компании, которая обнаружила снимок детского порно (всего лишь обнаружила) и не передала в соответствующий национальный центр,хранящий эти снимки, установлен штраф 200 тысяч долларов, а за каждый последующий случай — штраф 300 тысяч долларов. То есть штраф 5 миллионов рублей сопоставим, если сравнивать меры ответственности такого рода, и возможен в рамках нашего административного законодательства для юридических лиц.

Но ещё раз обращаю ваше внимание, уважаемые коллеги, что тот законопроект,который предусмотрен, и это очень важно, связан с Гражданским кодексом.Откройте пункт 2 статьи 61 ГК — там сказано, что деятельность юридического лица может быть прекращена, если это юридическое лицо осуществляет запрещённую законом деятельность. Впервые в том законопроекте, который мы с вами рассматриваем, предлагается признать незаконной деятельность юридического лица и привлечь его к административной ответственности, если это юридическое лицо занимается такой деятельностью, связанной с детьми, как сексуальная эксплуатация и тому подобное, так что прекращение деятельности юридического лица уже заложено в этом законопроекте, даже ничего не надо дополнять.

Ну и к тому, что сказала Маргарита Николаевна Свергунова. Невозможно предусмотреть ответственность юридического лица в виде лишения свободы даже в рамках уголовного законодательства, да и вряд ли, наверное, надо это делать,потому что законопроект, который мы рассматриваем, в общем-то, позволяет применить достаточно серьёзные меры ответственности к юридическому лицу и в рамках административного кодекса.

Ко второму чтению мы, безусловно, учтём все поступившие замечания и предложим депутатам вариант законопроекта уже с учётом высказанных в ходе сегодняшнего обсуждения замечаний.