Выступления

Елена Мизулина. О договорах между Россией и Францией, Россией и США об усыновлении детей

Выступление Елены Мизулиной о проекте федерального закона № 67917-6 «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Французской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей», о проекте федерального закона № 45441-6 «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей»
10 Июля 2012

Мне хотелось бы напомнить,что в 2008 году Государственная Дума принимала обращение к Правительству Российской Федерации с просьбой ускорить заключение двусторонних договоров,касающихся иностранного усыновления, и, прежде чем я изложу позицию комитета,я хотела бы обратить внимание депутатов на то, что данные договоры — и российско-французский, и российско-американский — это не попытка облегчить иностранное усыновление, вовсе нет, это попытка сделать процедуру прозрачной,коль скоро российским детям не нашлось усыновителя внутри Российской Федерации, и защитить их права после того, как они оказываются на территории другого государства, будучи усыновлёнными. На сегодня такой возможности нет даже у наших консульских учреждений, у уполномоченного по правам ребёнка — у них нет доступа в семью, где живёт российский усыновлённый ребёнок, и именно такой договор регулирует такие взаимоотношения, позволяет защитить права ребёнка и применительно усыновления во Францию, и применительно усыновления в Соединённые Штаты Америки. Такого рода возможность, кстати, предусмотрена нашим российским законодательством, в частности статьёй 165 Семейного кодекса Российской Федерации.

Некоторые моменты самих договоров осветила докладчик — замминистра образования, но я хотела бы обратить ваше внимание на моменты, которые более всего обсуждаются в депутатской среде. Прежде всего это возможность переусыновления ребёнка, когда он оказывается на территории другого государства — Франции и Соединённых Штатов Америки — и что-то не очень благополучно в той семье, которая его усыновила. В отношении этого вопроса, а он один из важнейших, данные договоры несколько по-разному решают проблему переусыновления ребёнка: если применительно к Франции чётко сказано, что только с согласия компетентного органа Российской Федерации (то есть Министерства образования и науки) может осуществляться такого рода переусыновление, при этом французская сторона должна предоставить сведения о новых кандидатах в усыновители до того, как Российская Федерация примет это решение, то применительно к Соединённым Штатам Америки соглашение указывает,что проводятся консультации между Государственным департаментом и Минобрнауки, правда, также сказано, что уполномоченная организация, до того как обратиться в суд за разрешением на переусыновление, обязательно должна направить сведения о новых кандидатах российской стороне и предоставить в суд соответствующие документы, есть или нет согласие российской стороны на переусыновление. То есть, обратите внимание, нет здесь чёткой и точной нормы о получении согласия российской стороны, и именно поэтому, обращаю внимание депутатов, наш комитет принял решение дополнить проект постановления положением, рекомендующим Министерству иностранных дел совместно с Минобрнауки заключить дополнительное соглашение, в котором оговорить, каков же будет этот механизм проведения консультаций Государственного департамента и Минобрнауки.

Второе, что очень важно в этих договорах, это гражданство, которое сохраняется за ребёнком, — это ключевой, один из ключевых моментов в этих договорах. Сегодня те проблемы, которые испытывают наши консульские учреждения, Минобрнауки и даже уполномоченный по правам ребёнка в Российской Федерации применительно к доступу к детям, живущим в американских семьях, как раз связаны с тем, что они не имеют гражданства Российской Федерации.Ратификация вот этого соглашения обеспечивает такого рода доступ, отказать в доступе к российскому ребёнку, живущему в американской семье, уже будет невозможно.

Наш комитет очень детально обсуждал эти законопроекты, направлял их на заключение, единодушно принял решение рекомендовать Думе поддержать, ибо отказ от ратификаций — это отказ российскому ребёнку в его праве на семью, и в том случае, когда он не нашёл в России такую семью, этот отказ фактически означает, что у ребёнка, который живёт в детском доме (а у нас более 105 тысяч детей, сегодня живёт в детских домах), единственная дорога — это казённая дорога в детский дом. Ну и самое главное — мы лишаем возможности наши официальные власти получить доступ и к тем детям…

Коллеги, отказ от ратификации конвенции не означает, что у нас уменьшится число детей в детских домах, и не будет являться стимулированием российского усыновления. Наш комитет считает — и на протяжении ряда лет вёл борьбу за это, — что в России должна измениться политика по отношению к семье. В частности, бедность российских семей с детьми, ситуации, связанные с семейным неблагополучием, плохие жилищные условия зачастую не позволяют взять в российскую семью ребёнка из детского дома. И мы очень рады, что 1 июня президент издал указ «О Национальной стратегии действий в интересах детей…». Прочитайте его, там есть замечательный раздел об укреплении российской семьи с акцентом на том, чтобы укреплять здоровую семью. Обратите внимание, у нас миллион шестьсот тысяч многодетных семей и у нас сегодня казённые дети в детских домах, из которых каждый четвёртый ребёнок — сирота. Если бы мы поддерживали многодетные семьи- а это профессиональные родители, умеющие воспитывать детей и обеспечивать их, — и если бы каждая пятнадцатая многодетная семья взяла одного ребёнка, у нас бы их не было сегодня в детских домах. Но для этого необходимо жильё,необходимо признание того, что воспитание ребёнка — это труд, и это можем сделать мы с вами, и это делает комитет, Светлана Петровна.

Так вот, уважаемые коллеги, тут ложным патриотизмом прикрываются, я иначе не могу это назвать, потому что патриот не тот, кто отказывает ребёнку, живущему в детском доме, в праве на семью. А знаете ли вы, коллеги из фракции КПРФ,что чувство и потребность в создании семьи формируется у ребёнка до семи лет?Если он до семи лет живёт в детском доме, у него нет шансов в последующем,когда он станет взрослым, создать свою семью: ему будет некомфортно, он не понимает, что такое семья с распределением обязанностей, у него есть другой опыт жизни в детстве — это детский дом, где всё организовано кем-то. Поэтому это очень важный момент — чтобы не в детских домах жили, а жили в семьях,приёмных семьях, а если в детском доме, то в семейном, где не больше пятнадцати детей.

Наш комитет считает, что патриот — это тот, кто брезгует тем, чтобы завоёвывать имя и славу на детской беде, патриот тот, кто считает, что процедура усыновления должна быть прозрачной, что российские усыновители должны иметь приоритет, и тот, кто считает, что сорок семь тысяч российских детей, которые сегодня усыновлены в Америку и живут там, имеют шанс по этому соглашению получить российское гражданство. Ну-ка поднимите руку, кто против,чтобы сорок семь тысяч российских детей, живущих в Америке, получили бы сегодня российское гражданство после ратификации и наш уполномоченный по правам ребёнка, представители консульских учреждений, министерства образования получили бы доступ на основании этого соглашения в эти американские семьи, где живёт российский ребёнок?! Америка так не делает, как мы, когда у нас орган опеки и попечительства вторгается в российскую семью только потому, что она многодетная и, видите ли, не очень богатая, — никто не может войти в американскую семью. Это соглашение позволяет нам это сделать,обеспечивает доступ к ребёнку, имеющему российское гражданство, в американскую семью. И вы в этом хотите отказать нашим детям?!

Наш комитет считает, что сегодня депутаты, голосуя за или против, отвечают не на вопрос, разрешить или не разрешить усыновление во Францию или Соединённые Штаты Америки. Запрет иностранного усыновления — это удар по детям, живущим в детских домах, это усугубление ситуации казённых детей. Знаете, во сколько это обходится? От 300 тысяч до 600 тысяч рублей в год. Давайте сделаем так,чтобы эти деньги были перераспределены на семьи с детьми. Ратификация соглашения позволит нам защитить наших детей даже за пределами нашей Родины.Ответьте на вопрос: вы за то, чтобы Российская Федерация несла обязательства по отношению к нашим усыновлённым детям за границами Российской Федерации или вы против того, чтобы Российская Федерация эти обязанности выполняла? Вы за то, чтобы наши российские дети имели гражданство Российской Федерации независимо от того, были они усыновлены в Америку или в России? Если да, у вас нет выхода и выбора нет, если вы действуете по чести и по совести. Такое решение приняла фракция…