Выступления

Елена Мизулина о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ за 2011 год

Выступление Елены Мизулиной о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2011 год
15 Мая 2012

Фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» позитивно оценивает деятельность уполномоченного по правам человека Владимира Петровича Лукина, поскольку на самом деле — внимательно прочитайте его отчёт — большое количество людей получили помощь от уполномоченного по правам человека и его аппарата. Кроме того, мы считаем, что безусловной заслугой Владимира Петровича является то,что он сохраняет надпартийный статус, он не является ангажированным уполномоченным. Наверное, во многом это обусловлено тем, что в Федеральном конституционном законе «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» предусмотрена особая, защищённая процедура выдвижения кандидата в уполномоченные — ему надо набрать две трети голосов депутатов Государственной Думы, а это уже коалиция.

Так получилось, что в Государственной Думе второго созыва я возглавляла рабочую группу по подготовке ко второму чтению этого законопроекта. Я могу вам ответственно сказать, что такого большого количества полномочий, как у нашего Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, вряд ли вы где-либо ещё, в какой-либо другой стране найдёте. Помимо того что он может беспрепятственно проходить в любые учреждения и организации, запрашивать любые материалы, требовать объяснения с любых должностных лиц, наш уполномоченный вправе знакомиться с материалами уголовных, гражданских,административных дел, по которым решения вступили в силу, он вправе знакомиться с материалами уголовных дел, прекращённых производством, с отказными материалами, об отказе в возбуждении уголовных дел, он может инициировать парламентские расследования, обращаться к нам с предложениями по законодательным инициативам, готовить спецдоклады, а не только доклады, ну,например, спецдоклад по поводу событий 6 мая в Москве. Более того, предметом особого спора был вопрос относительно того, можно ли ему создавать структурные подразделения в регионах или, например, иметь в своей структуре уполномоченного по правам ребёнка или каких-то спецуполномоченных. Специально в статье 39 закона появилось вот это положение о структурных подразделениях аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

В докладе Владимира Петровича Лукина есть очень разумные предложения относительно законодательных инициатив — по меньшей мере три из них полагаю необходимым озвучить: о допустимости допроса адвоката по уголовным делам только с его согласия; о прекращении уголовного дела в связи со смертью подозреваемого и обвиняемого только с согласия его родственников; о включении защитников в число субъектов доказывания, ибо сегодня экспертиза, полученная адвокатом, не равна экспертизе, полученной обвинителем, — но некоторые пожелания мы хотели бы высказать.

Прежде всего, конечно, я хочу обратить внимание на эффективность деятельности. 26 тысяч обращений поступило, но, посмотрите, принято к рассмотрению только 27 процентов, это 8 тысяч, а удовлетворено 9,9 процента,это 800 обращений. Я думаю, каждый из нас, депутатов, сидящих здесь, в зале,в течение года значительно большему количеству граждан помогает, а при этом затраты на содержание аппарата, депутата и его аппарат, гораздо ниже. Поэтому здесь есть смысл задуматься об эффективности.

Кроме того, есть пожелания относительно некоторых моментов, озвученных в докладе. Ну, например, в докладе высказывается точка зрения уполномоченного относительно запрета пропаганды гомосексуализма, это закон, принятый в Санкт-Петербурге. Фактически это ведь очень спорный момент — относительно того, запрещать или не запрещать пропаганду гомосексуализма. И я хотела бы в связи с этим напомнить решение Европейского Суда по правам человека от 22 октября 1981 года по делу Даджена против Соединённого Королевства, где суд прямо сделал вывод, что национальные власти вправе предусматривать и возраст,с которого молодой человек защищается от пропаганды гомосексуализма и других гомосексуальных отношений, и формы такого рода защиты. Ну и предложение уполномоченного легализовать, внести поправки в закон относительно того,чтобы тот, кто изменил пол, мог получить новое свидетельство о рождении, -это фактически легализация однополых браков.

Вообще, конечно, уполномоченный может быть удобен власти, но важно, чтобы он был удобен обществу и не боялся защищать людей, чем бы ему это ни грозило.