За оборот игровой продукции без возрастной маркировки будет введена административная ответственность

За оборот игровой продукции без возрастной маркировки будет введена административная ответственность

Депутаты намерены законодательно бороться с засильем некачественных, небезопасных для ребенка импортных игрушек
10 Апреля 2015

Глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина в интервью «Известиям» заявила о том, что депутаты намерены законодательно бороться с засильем некачественных, небезопасных для ребенка импортных игрушек, она рассказала о новых поправках в закон «Об основных гарантиях прав ребенка».

— Елена Борисовна, как законодательно можно бороться с иностранными игрушками? Запретить?

Ничего запрещать мы не собираемся. Задача — отрегулировать на законодательном уровне эти вопросы. В Комитет поступает громадное количество обращений: нам пишут о засилье некачественных, небезопасных для ребенка импортных игрушек, жалуются, что вне закона о защите детей от вредной информации оказались компьютерные игры. Очень часто люди пишут о том, какие жуткие травмы их малыши получили на детских площадках, в том числе, на горках в детских садах, парках. Проблема остается актуальной и, к сожалению, нерешенной.

Напомню, что экспертная группа при комитете начала работу над законопроектом ( «О внесении изменений в федеральный закон „Об основных гарантиях прав ребенка“ и отдельные законодательные акты РФ в целях обеспечения прав и законных интересов ребенка при обороте детской игровой продукции»), который сможет регулировать оборот детской игровой продукции еще в июне 2009 года. Сейчас координационный совет при Президенте по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей вплотную подошел к теме обеспечения благоприятной информационной среды для подрастающего поколения, которая бы позволяла воспитывать ребенка в соответствии с традиционной российской культурой воспитания. Поэтому мы вернулись к работе над законодательной инициативой и надеюсь, что в скором времени сможем вынести ее на обсуждение.

— Какие основные предложения содержатся в этом законопроекте?

Законопроектом регулируется оборот детской игровой продукции, к которой, в соответствии с этим проектом закона, к обороту детской игровой продукции относятся не только игрушки, но и детские игры, игровые сооружения и площадки, например, во дворах и детсадах. Дается подробная возрастная классификация такой продукции, соответствующая международным стандартам. Предполагается, что производители и распространители детской продукции должны будут проводить возрастную классификацию по следующим категориям: «0 месяцев+», «3 месяца+», «6 месяцев+», «9 месяцев+» , «12 месяцев +» , «18 месяцев +», «2+», «3+», «6+», «12+», «14+».

— Но сейчас тоже на играх и игрушках пишут возрастную маркировку. В чем отличие?

Сейчас ситуация состоит в том, что кто из производителей и распространителей хочет, тот по своему усмотрению ставит знак возрастной маркировки. Законопроектом предполагается, что такая маркировка будет обязательной. За оборот игровой продукции без возрастной маркировки будет введена административная ответственность.

— На какой орган государственной власти будут возложены полномочия по контролю за исполнением нормы о возрастной классификации?

Какое ведомство будет контролировать ситуацию в этой сфере, определит Правительство. Вероятно, таким надзорным органом будет Минпромторг.

Скорее всего, именно Минпромторг будет заниматься техническими регламентами. Что касается маркировки, я сторонник того, чтобы все нюансы, касающиеся возрастной классификации, максимально четко были прописаны в законе.

— Что будет происходить при возникновении спорной ситуации? Когда, например, неправильно обозначен возраст ребенка, которому можно дать такую игрушку?

Распространитель или производитель детской игровой продукции наносит знак возрастной классификации самостоятельно. Если возрастная категория производителем или распространителем определена неверно, например, поступило обращение от гражданина, который не согласен с отнесением игрушки к данной возрастной категории, то надзирающий орган, в данном случае Минпромторг, выносит представление об устранении нарушения и отправляет продукцию на экспертизу. На основании экспертного заключения, если маркировка признана ошибочной, дело передается в суд, где принимается решение об административном наказании.

— Кроме маркировки, какие еще изменения в законодательстве ожидаются?

Устанавливаются требования ко всей продукции, предназначенной для детей, в том числе, к детским сооружениям, площадкам, центрам. Вводится статус «детской национальной игрушки»: она не только должна быть выпущена российским производителем, но и выполнять воспитательную функцию и быть безопасной для ребенка. Мы будем поощрять и поддерживать российского производителя.

Кроме того, значительное место в законопроекте занимает вопрос защиты детей от игрушек, которые потенциально способны нанести ребенку вред, как физический, так и необратимо повлиять на психическое, душевно-нравственное здоровье. Необходима разработка обновленного технического регламента, который устанавливает показатели химической, биологической, механической, пожарной, электрической безопасности для детей.

-Почему вдруг комитет по защите семьи, женщин и детей обратился к игрушкам?

Большинство экспертов едины во мнении, что все эти вопросы, безусловно, должны регулироваться федеральным законом. Игрушка — то, что формирует личность ребенка. Это — неотъемлемая часть его жизни. При этом в российских законах до сих пор отсутствует понятие «игровая среда». В результате чиновники, которые обязаны обеспечивать эту игровую среду как часть жизни ребенка, например, в детских садах, понятия не имеют, какие требования предъявлять.

— А как это коснется компьютерных игр. Какие требования предъявляются к ним? Должны ли они маркироваться?

Безусловно, компьютерные игры также являются частью термина «детская игровая продукция», поэтому для них также должна существовать возрастная классификация. Предполагается, что вся детская продукция, как я уже упоминала, будет иметь маркировку: «0 месяцев+», «3 месяца+», «6 месяцев+», «9 месяцев+» и т.д. до 14 лет. В случае с компьютерными играми маркировка, очевидно, должна быть расширена до «16+» и «18+». Этот вопрос, наряду с остальными положениями нашей законодательной инициативы, мы планируем выносить на публичное обсуждение с экспертным сообществом. Многое изменилось с 2009 года, когда экспертная группа начала работу над этим законопроектом, поэтому он претерпит ряд необходимых изменений: за пять лет поменялись реалии и технические регламенты, необходимо тщательно изучить существующие на сегодняшний день утвержденные стандарты ЕврАзЭС и СНГ.

— Не могу не спросить о ситуации с продажей в «Детском мире» бюстов солдат и офицеров в форме фашистcкой Германии, с нацистcкой символикой. Как к этому относится? И должны ли подобные прецеденты регулироваться на уровне закона о детской продукции?

Факт продажи игрушек с нацистской символикой, конечно, сам по себе возмутительный. Очень надеюсь, что это не сознательная провокация в преддверии 70-летия Великой Победы. Я склонна думать, что ситуация связана исключительно с достижением бизнес-целей, когда получение прибыли первично, а на все остальное глаза закрываются. Думаю, следствие разберется, есть ли здесь признаки уголовно-наказуемого деяния.

Если мы говорим об обязательных требованиях к безопасности здоровья ребенка, то учитываем несколько составляющих: физическую, психологическую, социальную, духовно-нравственную и эстетическую. В данном случае мы имеем дело с очень тонкими гранями. Нацистская символика совершенно однозначно воспринимается россиянами (и не только ими) как пропаганда. Кроме того, речь о продукции, предназначенной для детей. Дети могут воспринять такую игрушку как норму, что абсолютно недопустимо.